Подводя итоги деятельности своего ведомства за 1997 г., министр здравоохранения Татьяна Дмитриева вольно или невольно продемонстрировала и личные достижения на административном поприще. В первую очередь по идентификации себя самой должности, полученной почти полтора года тому назад. Она, как прежде, не пыталась эпатировать приглашенных на пресс-конференцию цитатами из Маргарет Тэтчер, согласно которым совершенно непотопляемые государственные мужи, замеченные в пренебрежении к охране здоровья соотечественников, объявлялись "политическими трупами". Будучи натурой абсолютно не ригидной, Татьяна Дмитриева усвоила: то, что позволено публичному политику, не пристало управленцу федерального уровня. Потому министр последовала золотому аппаратному принципу, гласящему, что " новости - это только хорошие новости".
К счастью для всех, таковые обнаружились как в сфере медицинской статистики, так и в наиболее волнующе - финансовой. Касаясь последней, Татьяна Дмитриева заявила, что сложную ситуацию с финансированием российского здравоохранения удалось-таки "переломить". По ее словам, в целом по стране восстановлена регулярность выплаты заработной платы медицинским работникам, а имеющаяся задолженность в размере 2,9 триллиона "старых" рублей будет ликвидирована к концу года. По итогам девяти месяцев финансирование федеральных учреждений здравоохранения составило 62% от планового.
Что же касается медстатистики, то основным поводом для оптимизма Татьяны Дмитриевой стала тенденция к снижению смертности практически от всех основных причин. Так, от травм, отравлений и прочих несчастных случаев гибнуть стали на 17% меньше, от болезней органов дыхания смертность сократилась на 14,5%.
Кроме того, было отмечено улучшение ситуации по ряду инфекций. По сравнению с прошлым годом заболеваемость дифтерией уменьшилась в раза, корью - на 68%, дизентерией - на 55%, вирусным гепатитом А - на 41%.
Говоря же об основной функции министерства, т. е. собственно об управлении отраслью, - Татьяна Дмитриева перечислила целый пакет законодательных актов, находящихся в той или иной степени "готовности". Среди них как межведомственые проекты, которым неизбежно суждено существовать в качестве деклараций - законы "Об атмосферном воздухе", "О питьевой воде", "Об отходах производства и потребления", так и чисто специальные - "О частной медицинской деятельности" и "О правах пациентов". Особо, однако, следует отметить менее глобальные, но куда более приближенные к повседневной клинической практике нормативные документы, например "Основные положения стандартизации в сфере здравоохранения". Минздравом разработан проект Федеральной программы государственных гарантий по обеспечению граждан медицинской помощью, включающий перечень заболеваний, видов и объемов помощи, предоставляемой бесплатно. Для определения объемов стационарной помощи введен обобщающий коэффициент - число койко-дней на 1000 населения. По данным Минздрава, в 1996 г. этот показатель составлял 3561 на 1000 населения. В 1998 г. он должен соответствовать уровню 2901, в идеале же - 660. Собственно говоря, государственные стандарты являют собою необходимое условие для появления "медицинской конституции" - закона "О здравоохранении Российской Федерации", проект которого планируется подготовить в первой половине 1998 г.
Думается, нет нужды разъяснять, насколько неблагодарна со всех точек зрения попытка комментировать "хорошие новости" Минздрава. Равно как и прогнозировать судьбу его законодательных инициатив, не говоря уже о степени их практической воплотимости. По отношению к ведомству и здравоохранению в целом это столь же некорректно, или, точнее, наивно, как, скажем, сопоставлять содержание предвыборных выступлений того или иного политика с его реальными достижениями. Нет ничего проще, чем отделаться убийственно общим местом про благие намерения, которые известно куда ведут. Куда сложнее получить адекватные разъяснения, почему это на самом деле происходит. К примеру, можно уверенно предрекать, что заявленным Минздравом законам предстоит долгая дорога в Думе. Но вот попробуйте узнать, зачем думскому комитету по охране здоровья это нужно, вам вряд ли ответят что-нибудь вразумительное. Подтверждением тому - бесконечная история с медицинским страхованием, на которое. в очередной раз, и не без участия депутатов, у нас существуют альтернативные точки зрения, что уже не смешно, не грустно, а просто скучно.
Еще грустнее и скучнее как бы то ни было реагировать на дежурный пассаж о продолжении работы по формированию единой, согласованной системы федерального и регионального законодательств и проведению единой политики государства в области здравоохранения. О сопряжимости политики центра и территорий лучше всего скажут суммы их затрат на здравоохранение в 1997 г.: 7,7 и 52,4 млрд деноминированных рублей соответственно. А государственная политика проявляет себя в том, что здравоохранение отнесено к числу так называемых приоритетов. Наряду с культурой и образованием. С тех пор, как оруэлловский "1984" перестал быть запрещенным, его не читают. Поэтому употребляемое автором великой антиутопии слово "новояз" наши соотечественники могут связать чуть ли не с г-ном Язовым. На самом же деле так в романе обозначалась официальная лексика, значение категорий которой следовало понимать с точностью до наоборот. Это все, разумеется, не про нас теперешних, но для понимания, что такое приоритеты, годится.