28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
НОВОСТИ. ПРИЧИНЫ РЕЗКИХ КОЛЕБАНИЙ СМЕРТНОСТИ В РОССИИ В 1984 – 1994 гг.
string(5) "26803"
Для цитирования: Постников С. НОВОСТИ. ПРИЧИНЫ РЕЗКИХ КОЛЕБАНИЙ СМЕРТНОСТИ В РОССИИ В 1984 – 1994 гг.. РМЖ. 1998;13:16.

По опубликованным данным, смертность в России между 1984 и 1994 гг. сначала (1984 – 1987 гг.) быстро снизилась, а затем (1987 – 1994 гг.) еще более резко увеличилась. При этом пик смертности пришелся на молодежь и людей среднего возраста (40 – 44 лет), в меньшей степени затронув полярные возрастные группы – детей и пожилых. В результате в 1994 г. предполагаемая при рождении продолжительность жизни у мужчин составила 57,6 года, снизившись с 1990 г. на 6,2 года, а у женщин – 71 год (снижение на 3,4 года). Эти цифры оказались настолько ошеломляющими, что было высказано предположение об ошибке в подсчетах. Действительно, распад Советского Союза в 1991 г. сопровождался значительной миграцией этнических русских из бывших советских республик в Россию. Однако, чтобы объяснить все увеличение смертности между 1987 и 1994 гг. простым притоком беженцев, потребовалось бы увеличение населения России на 40 млн, что превышает количество этнических русских, живших в прежних союзных республиках.


   Возможность ошибки исключается также ввиду отсутствия каких-либо значимых изменений возрастзависимой смертности от всех онкологических заболеваний.
   Следует допустить определенную степень некорректности и субъективизма при составлении свидетельств о смерти, тем более что с конца 80-х годов не проводилось аудиторских проверок или научных исследований этих свидетельств. Тем не менее трудно вообразить такой субъективизм, который привел бы выборочно к стабилизации смертности от онкологических заболеваний при одновременном резком увеличении смертности от других причин. Тот факт, что наиболее выраженные колебания смертности отмечались среди молодежи и людей среднего возраста, составление свидетельств о смерти которых, как правило, проводится более тщательно, чем у пожилых, также позволяет думать, что вряд ли недобросовестное составление свидетельств о смерти объясняет значительные колебания смертности в России.
   Алкоголь – специфический фактор, привлекший особое внимание авторов настоящей статьи. В самом деле, снижение смертности в середине 80-х годов и ее последующее увеличение происходило в соответствии с динамикой потребления алкоголя в это время. Так, потребление алкоголя начало снижаться в 1984 г. и еще более резко снизилось после проведения Горбачевым антиалкогольной кампании в 1985 г. Вместе с тем государственные ограничения на производство и продажу винно-водочных изделий привели к увеличению их изготовления в домашних условиях в конце 80-х годов.
   В начале 90-х годов продажа алкоголя вновь увеличилась вследствие фактического отказа от государственной политики ограничений и относительного снижения цен на винно-водочные изделия по отношению к стоимости товаров широкого потребления (включая продукты питания) и росту реальной заработной платы между 1992 и 1994 гг. К тому же экономическая либерализация эффективно покончила с государственной монополией на импорт и продажу алкогольных напитков, в результате чего многократно возросла их розничная продажа. Примерная оценка самогоноварения, а также официальные цифры продажи винно-водочных изделий позволяют предположить, что потребление алкоголя упало с 14,2 л чистого спирта на душу населения в 1984 г. до 10,7 л в 1987 г. и снова возросло, по крайней мере до 14,5 л в 1993 г. В сравнении с 1984 г. потребление алкоголя в 1993–1994 гг. увеличилось в основном за счет водки и незаконно производимых спиртных напитков, которые могут давать большее количество токсических эффектов, чем те, которые производятся в промышленных условиях.
   Общероссийские продольные мониторинговые исследования, а также периодические обследования малых выборок (отдельных семей) выявили увеличение среднего количества потребляемого алкоголя с конца 1992 г., причем пик был достигнут в августе 1993 г. Именно в этот период смертность возросла особенно резко. Согласно этим исследованиям, 82% мужчин и 57% женщин употребляли алкоголь в количестве соответственно 59,6 и 14,5 г чистого спирта в день. Но даже эти впечатляющие данные, вероятнее всего, неполны, так как сильно пьющие люди вряд ли принимали участие в обследовании.
   Представленные данные о высоком потреблении алкоголя и его значительных колебаниях коррелируют с такими же изменениями общей и алкогользависимой смертности. Это прежде всего несчастные случаи, убийства, отравления алкоголем (главным образом в возрасте до 45 лет), суицид. Однако резкое увеличение мужской смертности в результате насилия (в 3 раза между 1984 и 1994 гг.), вероятно, нельзя приписать только алкоголю. После распада Советского Союза вообще наблюдался рост преступности.
   Колебания в потреблении алкоголя сопровождались и соответствующими изменениями в смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Установлено, что употребление больших количеств алкоголя вызывает аритмии, а при проведении в Москве в 80-х годах патологоанатомических исследований случаев скоропостижной смерти от сердечного приступа наиболее часто выявлялась алкогольная кардиомиопатия, особенно у людей, умерших в возрасте до 50 лет. Существуют также доказательства того, что в возрасте до 50 лет риск фатального инсульта, как геморрагического, так и ишемического, возрастает с увеличением потребления алкоголя. По-видимому, именно российской особенностью употребления алкоголя – всякого рода “выпивки”, застолья с одномоментным приемом больших количеств алкоголя – можно объяснить значительную часть случаев внезапной смерти молодых людей и людей среднего возраста.
   Смертность от заболеваний респираторной системы в целом среди пьющих людей прогрессивно увеличивается с ростом употребления алкоголя. Так, когортные исследования выявили повышенную частоту смерти от пневмонии среди алкоголиков в сравнении с таковой в общей популяции.
   Отсутствие каких-либо существенных колебаний в смертности от онкологических заболеваний (включая и те, которые могут иметь отношение к алкоголю) в период 1984–1994 гг. вполне согласуется с современными представлениями о биологии рака.
   Хотя алкоголь и является потенциальным фактором риска рака ротовой полости, пищевода и гортани, биологический латентный период между экспозицией и эффектом (проявлением рака и смерти от него) составляет несколько десятилетий. Поэтому, вероятно, смертность от рака верхних отделов респираторного и пищеварительного тракта в 25 странах коррелировала в гораздо большей степени с потреблением алкоголя на душу населения 20 лет назад, чем в последние годы.
   Наряду с алкоголем целый ряд других факторов могут быть ответственны за наблюдавшиеся тенденции в смертности. Так, с конца 80-х годов в России (как и в некоторых других республиках бывшего Советского Союза) наблюдался рост туберкулеза. В связи со снижением жизненного уровня изменилась в худшую сторону диета.
   Низкий уровень медицинской помощи также должен учитываться, хотя сам по себе этот фактор не может объяснить снижение смертности в середине 80-х годов. Загрязнение окружающей среды – одна из причин, объясняющих низкий уровень здоровья населения России. Однако в конце 80-х годов концентрация поллютантов в атмосфере России начала снижаться вследствие падения промышленного производства.
   Согласно предварительным данным, может ожидаться некоторое повышение предполагаемой продолжительности жизни в 1995 г. до 58,3 года у мужчин и 71,7 года у женщин. Хотя эти данные и являются поводом для некоторого оптимизма, все же требуются решительные действия, направленные на сокращение потребления алкоголя, а также другие неотложные меры, чтобы улучшить состояние здоровья населения.    

Литература:

David A Leon, Laurent Chenet, Vladimir M Shkolnikov, Sergei Zakharov, Judith Shapiro, Galina Rakhmanova, Sergei Vassin, Martin McKee. Huge variation in Russian mortality rates 1984-94: artefact, alcohol, or what? Lancet 1997;350:383–8.

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше