Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.
Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.
На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.
Сосудистые заболевания мозга являются одной из важнейших проблем современной медицины. Ежегодно в мире не менее 6 млн. человек переносят острый инсульт, в России их число составляет 400–450 тысяч. В Москве количество острых инсультов доходит до 100–120 в сутки, столь же высокая заболеваемость отмечена и в других крупных городах нашей страны, таких как Санкт–Петербург, Новосибирск, Екатеринбург. Показатели смертности от цереброваскулярных заболеваний за последние 15 лет выросли в Российской Федерации на 18% и достигли сегодня 280 человек на 100 тыс. населения. Они же являются в настоящее время основной причиной инвалидизации населения нашей страны. До сих пор менее 20% выживших после инсульта больных могут вернуться к прежней работе и «доинсультному» образу жизни.
Ведущим этиопатогенетическим фактором постгипоксической и постишемической энцефалопатии (диффузной или очаговой) всегда является энергетический дисбаланс, обусловленный системной, циркуляторной и нейрональной ишемией и гипоксией. Подобный дисбаланс – результат расстройств циклов аэробного и анаэробного окисления, утилизации кислорода и глюкозы. Головной мозг высокочувствителен к содержанию кислорода и глюкозы крови, что определяется высоким уровнем нейронального метаболизма при низком содержании кислорода, в то время как процессы, лежащие в основе специфической деятельности ЦНС, такие как функционирование синапсов, АТФ–азные реакции нейронального проведения, синтез специфических белков для хранения и переработки информации, трансмембранный перенос нейромедиаторов, аксоноток и дендроток, сопряженные с фосфорилированием, чрезвычайно энергоемки и энергозависимы [Глебов Р.Н., 1978; Ашмарин И.П., 1996]. Снижение энергетического потенциала нервной ткани при гипоксии является триггерным механизмом активации повреждающего каскада с выбросом лактата, увеличением объема неактивных форм гемоглобина, структурными нарушениями митохондрий, дестабилизацией и конформационными изменениями мембран, инициируемыми высокой концентрацией Н+ и высвобождением Са2+ из мембран с дестабилизацией как самих мембран, так и их ионоселективных каналов со снижением активности АТФ–аз. В то же время только эффективное функционирование ионоселективных каналов, представленных специфически фиксированными мембранными белками или специфическими комплексами липопротеидов, обеспечивает ионный гомеостаз клеток мозга и, следовательно, все энергонезависимые и энергозависимые процессы нейронального функционирования. Прекращение или нарушение регуляции ионного транспорта ведет к аноксической деполяризации, наступающей при снижении мозгового кровотока ниже 9–11 мл/100 г/мин, а также к быстрому развитию отека мозга.
Но даже в условиях ишемии и гипоксии церебральные структуры при участии ряда саморегулирующихся систем, поддерживающих баланс энергозатратных и энергопродуцирующих процессов, осуществляют поддержание энергетического гомеостаза. Реализованный в клетках, в том числе и в нейронах, принцип сопряжения окисления и фосфорилирования, в ходе которого на мембранах создается электрический потенциал, активно преобразует химическую энергию в электрическую и осмотическую. Однако в полном объеме и с полной энергетической отдачей этот механизм может работать только в условиях адекватного кислородного насыщения организма.
Главной причиной негативных последствий кратковременной ишемии и гипоксии является образование при неполном восстановлении кислорода высокореакционных, а потому токсичных свободных радикалов или продуктов, их генерирующих. Жизнеспособность клеток, попавших в зону ишемии, определяется целым рядом факторов, ведущим из которых является степень нарушения энергосинтеза и энергопотребления, от чего напрямую зависит функциональная и морфологическая целостность мембранных структур. Современной патофизиологией сформулированы положения о ведущей роли гипоксии, ишемии и вызываемой ими эндогенной интоксикации в возникновении любого критического состояния, а также в дезинтеграции регуляторно–трофической деятельности центральной нервной системы.
Прогрессирующая ишемия у больных с острыми и хроническими формами расстройств мозгового кровотока, особенно при неадекватном лечении, приводит и к возникновению церебральных и системных дизрегуляторных синдромов. Дизрегуляторные синдромы у больных с ишемией и гипоксией сосудистого генеза приводят к нарушению биомеханики протока крови [Ганнушкина И.В., 2003]. В норме поток крови в макро– и микроциркуляторном сосудистом русле является относительно ламинарным (направленным вдоль оси сосуда). Влияние дизрегуляторных проагрегантов, на фоне острой и особенно хронической сосудисто–мозговой недостаточности, формирует турбулентный (вихревой) кровоток, усугубляющий ишемию. Необходимо отметить, что если при остром инсульте синдром трофогенной дизрегуляции, связанный с гипоксией и расстройствами локальной и системной циркуляции, возникает остро, то у больных с хроническими формами нарушений мозговоого кровообращения этот синдром, приводящий к мультивисцеральной дисфункции, носит длительный характер и часто является непосредственной причиной смерти и ухудшения состояния пациентов. Практически все больные, перенесшие гипоксию и ишемию, имеют различные формы поражений центральной нервной системы – от функциональных, проявляющихся астено–невротическим синдромом, до глубоких нейроморфологических расстройств, ведущих к длительным депрессиям сознания и даже к персистирующему вегетативному состоянию.
Возможности коррекции как диффузных, так и очаговых расстройств при ишемических и гипоксических повреждениях мозга зависят от двух ведущих составляющих: глубины воздействия патогенетических факторов и от возможности восстановления обратимо поврежденной мозговой ткани за счет активации и поддержания механизмов функционирования церебральных структур. Все сказанное делает понятным положение о том, что ведущим фактором сохранения нейроглиальных структур в условиях ишемии и гипоксии является поддержание стабильного церебрального кровотока, оксигенации и создание условий активации утилизации кислорода и глюкозы с целью обеспечения функционирования цикла Кребса. Однако возможности воздействия различных фармакологических препаратов при локальной и системной острой и хронической ишемии мозга ограничены.
Проблема эффективной терапии больных с острой и хронической цереброваскулярной патологией представляется весьма сложной и далекой от разрешения, несмотря на значительный накопленный опыт. Тем не менее в терапии таких больных есть несколько бесспорных и важных общих положений, применение которых позволяет во многих случаях добиваться успеха. Терапевтические стратегии, позволяющие снизить энергозатраты и уменьшить выраженность постгипоксических церебральных функционально–морфологических расстройств являются в настоящее время одними из наиболее разрабатываемых методов первичной и вторичной нейропротекции. Эти стратегии опираются прежде всего на активизацию в условиях гипоксии и ишемии механизмов неспецифической резистентности к гипоксии. Существующая в организме система резистентности к гипоксии представляет собой совокупную иерархию защитных механизмов действующих в самих клетках, тканях, органах и системах, направленных на сохранение и поддержание в пределах нормы реакций организма, в том числе в условиях гипоксического и ишемического стресса.
Основополагающим принципом лечения больных с острым инсультом и хроническими формами нарушений мозгового кровообращения является восстановление адекватной перфузии тканей и устранение гипоксемии. Современные концепции терапии острых и хронических сосудистых церебральных расстройств складываются из комплексного применения нескольких групп препаратов: гипотензивных, позволяющих стабилизировать состояние церебрального и системного кровотока; реопротекторных, активизирующих и оптимизирующих механизмы текучести крови; вазоактивных, улучшающих кровоснабжение головного мозга; а также средств, позволяющих стабилизировать состояние церебрального метаболизма.
Алгоритмы терапии постгипоксических и постишемических расстройств включают комплексное воздействие препаратов на поддержание нейронального гомеостаза в условиях сохранения адекватного системного кислородного, электролитного, ферментативного и белкового гомеостаза на фоне снижения выраженности уровня посткритического эндотоксикоза и стабилизации сосудистого тонуса для сохранения церебральной перфузии (табл. 1).
В отечественной неврологической практике у больных с церебральными инсультами и хронической ишемией головного мозга для сохранения нейронального гомеостаза, оптимальной перфузии мозга и, следовательно, адекватного клинического состояния пациента, пережившего или переживающего гипоксическую агрессию, наиболее широко применяются препараты, представленные в таблице 2.
Помимо стабилизации церебральной перфузии, актуальным методом нейропротекции является поддержание адекватного энергетического баланса организма, осуществляемое с использованием антигипоксантов. Совершенно обособленно в ряду антигипоксических препаратов, влияющих на содержание циклических нуклеотидов (АТФ) в клетке, т.е. на поддержание адекватного церебрального метаболизма и интегративной деятельности нервной системы, стоит препарат Актовегин. Актовегин – высокоактивный стимулятор синтеза и утилизации кислорода и глюкозы в условиях ишемии и гипоксии. Препарат, являющийся гемодиализатом, помимо неорганических электролитов и других микроэлементов, содержит 30% органических веществ, таких как пептиды, аминокислоты, нуклеозиды, промежуточные продукты углеводного и животного обмена, липиды и олигосахариды. Молекулярный вес его органических соединений составляет менее 5000 дальтон. Клетки различных клеточных и тканевых культур, а также органов людей и животных под воздействием Актовегина увеличивают потребление кислорода и глюкозы. Этот эффект, независимый от самого органа, ведет к увеличению энергетического статуса клетки, что, в свою очередь, оказывает влияние на ее функциональный метаболизм. С помощью различных хроматографических методов было доказано, что выделенная из Актовегина активная фракция оказывает инсулиноподобное действие на биосинтез липидов, который может вырасти в зависимости от дозы в 5 раз, с торможением внутриклеточного образования цАМФ. Применение активной фракции препарата вызывает зависящую от концентрации стимуляцию активности пируватдегидрогеназы (ПДГ). Актовегин не только улучшает транспорт глюкозы и поглощение кислорода, но и стимулирует их утилизацию, что улучшает кислородный метаболизм. Этот механизм обеспечивает клиническую эффективность в условиях временно индуцированного стресса и гипоксии тканей. Влияние препарата на утилизацию глюкозы особенно велико, так как при артериальной недостаточности любого генеза глюкоза является единственным и самым важным субстратом для производства энергии. Более того, последние исследования показали, что у пациентов с артериальной недостаточностью наблюдается резистентность к инсулину и карбогидратный метаболизм, что может быть устранено инсулиноподобным действием Актовегина. Благодаря биохимическим методам было установлено, что Актовегин в виде своих основных субстратов (табл. 3), оказывает положительное действие на нарушенный церебральный метаболизм при ишемии. Кроме общей церебральной ишемии, гемодиализат с успехом применялся для улучшения энергетического статуса клеток при поражениях гиппокампа. Структурный анализ раствора Актовегина выявил присутствие в нем основных микроэлементов (натрия, калия, кальция, фосфора, магния). Магний входит в Актовегин на правах компонента нейропептидных фрагментов и ферментов, в качестве каталитического центра. При этом необходимо отметить, что по данным современной нейробиохимии именно магний является каталитическим центром всех известных на сегодняшний день нейропептидов головного мозга и имеет статус нейроседативного иона.
Актовегин обладает как центральным церебральным, так и достаточно выраженным действием при периферических артериальных нарушениях. Этот механизм обеспечивает стабилизацию функционального метаболизма тканей в условиях временно индуцированного стресса и гипоксии при периферических артериальных расстройствах. Речь идет о стимуляции под действием Актовегина периферического кровотока, улучшении периферической трофики и профилактики пролежней. Применение Актовегина целесообразно в различных областях медицины для коррекции состояния органов и тканей при патологических состояниях и в том числе – с особенной эффективностью при критических состояниях связанных с ишемией и гипоксией. Основные механизмы действия Актовегина, как стабилизатора энергетического гомеостаза в условиях критических состояний, представлены в таблице 4.
Использование Актовегина у больных с любыми острыми и хроническими постгипоксическими поражениями показано при депрессии фоновой функциональной активности ЭЭГ, выявленной при мониторировании спектра ЭЭГ или при исследовании нативной ЭЭГ. Целесообразность такого использования объективизирована большим количеством исследований в ведущих лечебных учреждениях, где препарат активно и с успехом используется уже в течение многих лет, и имеет под собой биохимическое обоснование, базирующее на рецепторнотропных и нейрорегуляторных механизмах действия препарата, представленных в таблице 5. Проведение терапии Актовегином у больных с системным атеросклерозом позволяет одномоментно стабилизировать состояние и церебрального, и системного кровотока, так как препарат обладает комплексным действием на всю сосудистую систему. У больных с хронической ишемией головного мозга и поражением артерий конечностей после месячного курса лечения Актовегином отмечается улучшение когнитивных функций за счет стабилизации мозгового кровотока, активации энергетического метаболизма мозга с одновременным уменьшением выраженности болевого синдрома в конечностях, нарастанием объема движений, длительности ходьбы.
Дозирование Актовегина у больных с различными формами постишемических и постгипоксических расстройств представлено в таблице 6. Достаточно давно описан дозозависимый эффект применения Актовегина, что делает необходимым его использование в соответствующих объемах. Актовегин, являясь биологическим субстратом, почти никогда не дает побочных явлений и осложнений, полностью безопасен и хорошо сочетается практически с любыми видами сосудистой и метаболической терапии.
Колоссальные затраты на лечение пациентов с сосудистой патологией мозга могут быть значительно сокращены при целенаправленной профилактике этого тяжелейшего заболевания и рациональной, патогенетически аргументированной терапии как самого инсульта, так и хронических форм расстройств церебрального кровообращения.