28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Парафиносодержащее терапевтическое устройство «ПРОСТАЛОНГ–ФИЗОМЕД» в комплексной терапии больных хроническим простатитом
string(5) "18957"
1
ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» МЗ РФ, Москва
Для цитирования: Аляев Ю.Г., Газимиев М.А., Руденко В.И., Ужегов Т.А. Парафиносодержащее терапевтическое устройство «ПРОСТАЛОНГ–ФИЗОМЕД» в комплексной терапии больных хроническим простатитом. РМЖ. 2005;25:1695.

Введение Хронический простатит (ХП) остается весьма распространенным, недостаточно изученным и плохо поддающимся лечению заболеванием. Сведения по эпидемиологии ХП ограничены и противоречивы. По данным отечественных авторов, им страдают от 8 до 35% мужчин в возрасте от 20 до 45 лет. В последнее время ХП все чаще выявляется у пожилых мужчин, включая его сочетание с аденомой простаты.

Хронический простатит (ХП) остается весьма распространенным, недостаточно изученным и плохо поддающимся лечению заболеванием. Сведения по эпидемиологии ХП ограничены и противоречивы. По данным отечественных авторов, им страдают от 8 до 35% мужчин в возрасте от 20 до 45 лет. В последнее время ХП все чаще выявляется у пожилых мужчин, включая его сочетание с аденомой простаты.
Современная медицина не располагает достоверными сведениями относительно причин и механизмов развития ХП. Признается существование как бактериального, так и абактериального простатита. По данным литературы, частота хронического бактериального простатита составляет от 6 до 10%, хронического абактериального простатита 80–90%.
Основная роль в лечении бактериального простатита отводится противомикробной терапии. Вполне оправданным и патогенетически обоснованным является широкое применение у данной категории больных нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП), при этом наиболее целесообразным представляется ректальный путь их введения.
В отечественной литературе многократно подчеркивалась эффективность и целесообразность применения ферментных препаратов при терапии ХП. Новым подходом в лечении хронического простатита является применение a1–адреноблокаторов. В настоящее время полагают, что наибольший эффект от применения a1–адреноблокаторов может быть достигнут у больных простатитом с нарушением мочеиспускания. Хорошо зарекомендовали себя в терапии хронического простатита средства растительного происхождения.
Отечественными урологами значительно шире, чем зарубежными, для лечения хронического простатита применяются разнообразные физиотерапевтические воздействия. Однако патогенетическая целесообразность их применения недостаточно изучена, а эффективность требует дальнейшего анализа.
Несмотря на большое разнообразие схем и методов терапии ХП, многие авторы признают, что в настоящее время отсутствуют в достаточной степени обоснованные подходы к терапии хронического простатита.
В этой связи большое значение имеет выбор наиболее адекватного и эффективного метода лечения, так как данная категория пациентов нуждается в продолжительных, многоэтапных и систематических лечебно–реабилитационных мероприятиях. Учитывая, что длительная медикаментозная терапия экономически обременительна для пациента и лечебного учреждения, вызывает нередко побочные реакции со стороны различных органов и систем, остается понятным интерес клиницистов к медицинским средствам, применение которых не сопровождается риском побочных эффектов и не требует больших материальных затрат. Именно поэтому в комплексной терапии ХП в нашей стране широко применяются методы воздействия природными физическими факторами, которые способны усилить действие лекарственных средств, обеспечить снижение доз или отмену некоторых препаратов, улучшить дренирование и кровообращение предстательной железы.
Исходя из вышеизложенного мы сочли целесообразным оценить клиническую эффективность парафиносодержащего терапевтического устройства «Просталонг–Физомед» (ПТУ«Просталонг–Физомед»), основным компонентом которого является обработанный медицинский парафин. ПТУ«Просталонг–Физомед» разработано отечественной компанией «ФИЗОМЕД» (патент на изобретение № 2103958). В основе разработки лежит особая технология обработки экологически чистого медицинского парафина, который без традиционного нагревания, при воздействии непосредственно на соответствующие рецепторные зоны, способен активизировать микроциркуляцию, обменные и регенеративные процессы в предстательной железе.
ПТУ«Просталонг–Физомед» представляет собой эластичный пояс с парафиносодержащим элементом, который фиксируется в области пояснично–крестцового отдела позвоночника.
Клинические наблюдения
и методы исследования
Нами обследовано 59 больных с хроническим простатитом в возрасте 29–56 лет. Длительность заболевания составила от 1 года до 3,5 лет. У 18 из них выявлены сопутствующие заболевания: геморрой у 12, хронический холецистит у 4, остеохондроз поясничного отдела позвоночника у 4, артериальная гипертензия у 2 больных. У 9 пациентов хронический простатит сочетался с аденомой предстательной железы.
Диагноз хронического простатита мы установили на основании жалоб больного, пальцевого ректального исследования (ПРИ) простаты, микроскопического и бактериологического исследования секрета предстательной железы, трансректального ультразвукового и допплерографического исследования. Кроме того, для оценки эффективности мочеиспускания всем пациентам проводилась урофлоуметрия с определением объема остаточной мочи. Трем пациентам выполнена магнитно–резонансная томография простаты.
Результаты первичной консультации показали, что все пациенты ранее лечились по поводу ХП в различных лечебно–профилактических учреждениях, 35 (59,32%) с временным и 24 (40,68%) с незначительным эффектом.
Основной жалобой, с которой пациенты обратились в клинику, была боль. У 16 (27,11%) пациентов боль локализовалась над лоном, у 23 (38,98%) в промежности, у 8 (13,56%) в области мошонки, 12 (20,33%) пациентов отмечали боль в паховой области. Усиление боли после полового акта отмечали 16 (27,11%) пациентов.
Дизурия (учащенное, болезненное, затрудненное мочеиспускание) различной степени выраженности выявлена у 24 (40,67%) больных.
Сексуальные расстройства (уменьшение полового влечения, эректильная дисфункция) отмечали 48 (81,35%) пациентов.
По данным пальцевого ректального исследования у 36 (61,01%) отмечались пастозность, болезненность, неоднородность предстательной железы различной степени выраженности.
При ультразвуковом исследовании умеренное увеличение объема простаты отмечено у 27 (45,76%) пациентов, диффузное повышение эхогенности паренхимы предстательной железы у 14 (23,72%) пациентов.
У 9 (15,25%) пациентов при бактериологическом исследовании секрета предстательной железы была высеяна микрофлора: кишечная палочка, микоплазма, уреаплазма. Микроскопическое исследование секрета предстательной железы у всех пациентов выявило повышение количества лейкоцитов (более 10–14 в п/зр).
Для объективной оценки эффективности ПТУ«Просталонг–Физомед» мы исходно распределили пациентов на три клинически равнозначные группы. Пациентам первой группы (20 человек) проведен 20–дневный курс антибактериальной (доксициклин по 100 мг 2 раза в сутки 10 дней и джозамицин по 500 мг два раза в сутки 10 дней) и противовоспалительной терапии (диклофенак по 50 мг в свечах). Вторая группа (20 пациентов) получила трехмесячный курс монотерапии ПТУ«Просталонг–Физомед». В третью группы вошли 19 пациентов, которым проведено комбинированное лечение: 20–дневный курс антибактериальной и противовоспалительной терапии (те же препараты, что и в первой группе) и трехмесячный курс терапии ПТУ«Просталонг–Физомед».
Эффективность проведенной терапии оценивалась нами на основании динамического наблюдения и результатов контрольного обследования (анализ жалоб больных, исследование секрета простаты, урофлоуметрии и УЗИ простаты). Период наблюдения за пациентами составил 3 месяца. Безопасность и переносимость проводимой терапии определялась на основании выявленных побочных эффектов.
Результаты и их обсуждение
Учитывая разную продолжительность терапии в группах, итоговая оценка эффективности лечения проводилась непосредственно после ее окончания. В первой группе после 20–дневного курса антибактериальной и противовоспалительной терапии и контрольного бактериологического исследования секрета простаты спустя три недели. Во второй и третьей группе через 3 месяца. Сравнительный анализ результатов терапии по группам представлен в таблице 1.
В первой группе значительное уменьшение интенсивности боли либо ее исчезновение констатировано у 16 (80%) больных. Улучшение половой функции, в виде усиления полового влечения отмечено у 12 (60%) больных. У 2–х из 6 больных, страдавших нарушениями мочеиспускания до проведения лечения, при контрольном обследовании этих нарушений не выявлено.
При пальпации предстательной железы у 13 (65%) она была безболезненной, однако у 7 (35%) пациентов пастозность и умеренная болезненность простаты сохранялась. При контрольном (через три недели после терапии) бактериологическом исследовании секрета простаты рост микрофлоры не выявлен.
Контрольное микроскопическое исследование секрета предстательной железы выявило снижение числа лейкоцитов в поле зрения до нормальных величин у 16 (80%) пациентов.
В первой группе на фоне антибактериальной и противовоспалительной терапии выявлены побочные реакции у 3 пациентов в виде тошноты и боли в эпигастрии, не потребовавших отмены терапии.
На основании данных динамического наблюдения во второй группе было установлено, что в процессе монотерапии с помощью ПТУ«Просталонг–Физомед» побочных реакций не выявлено ни у одного пациента. Практически все 20 пациентов отметили субъективное улучшение.
Уменьшение интенсивности боли во время и после полового акта констатировали у 17 (85%) больных. У 11 (55%) пациентов боль полностью исчезла, а также 14 (70%) отметили улучшение половой функции в виде усиления полового влечения и улучшения эрекции. У 3–х из 6 больных, страдавших нарушениями мочеиспускания до проведения курса лечения, при контрольном обследовании расстройств мочеиспускания не выявлено.
При пальпации предстательной железы у подавляющего большинства больных отмечалась положительная динамика. У 14 (70%) предстательная железа при пальцевом исследовании была безболезненной. При контрольном бактериологическом исследовании секрета простаты вновь была высеяна патогенная микрофлора, идентичная той, которая была до лечения.
Контрольное микроскопическое исследование секрета предстательной железы выявило снижение числа лейкоцитов в поле зрения до нормальных величин у 15 (75%) пациентов.
При контрольном ультразвуковом исследовании отмечено достоверное снижение объема предстательной железы у 17 (85%) пациентов.
Особое внимание хотелось бы обратить на один интересный факт, который требует дальнейшего изучения и анализа. Это исчезновение ранее выявленных гиперэхогенных включений в паренхиме простаты у 4 из 5 пациентов. Только у 1 пациента в простате определялся участок повышенной эхогенности, но меньшего размера, чем до лечения.
Субъективно после проведения терапевтического курса с использованием устройства «Просталонг–Физомед» все пациенты подчеркивали улучшение самочувствия, отмечали удобство конструкции и качество материала, использованного в производстве данного устройства, что важно при продолжительном и непрерывном лечении.
В третьей группе значительное уменьшение интенсивности боли или ее исчезновение констатировали 17 (89,5%) больных. У 11 (57,9%) пациентов боль полностью исчезла. Также 13 (68,42%) больных отмечали улучшение половой функции в виде усиления полового влечения и улучшения эрекции. У 4–х из 6 больных, страдавших нарушениями мочеиспускания до проведения курса лечения, при контрольном обследовании расстройств мочеиспускания не выявлено.
При пальпации предстательной железы у подавляющего большинства больных отмечалась положительная динамика. У 14 (74,7%) предстательная железа при пальцевом исследовании была безболезненной. При контрольном бактериологическом исследовании секрета простаты вновь была высеяна патогенная микрофлора, идентичная имевшейся до лечения.
Контрольное микроскопическое исследование секрета предстательной железы выявило снижение числа лейкоцитов в поле зрения до нормальных величин у 18 (94,7%) пациентов.
Побочные реакции выявлены у двух пациентов в виде тошноты и диареи, не требовавшие отмены терапии.
Выводы
Новое отечественное парафиносодержащее терапевтическое устройство «Просталонг–Физомед» является безопасным и эффективным средством лечения больных хроническим простатитом. На фоне проведенной терапии у больных произошло субъективное и объективное улучшение общего состояния, значительное снижение или исчезновение большинства симптомов хронического простатита. Удобство применения и хорошая переносимость дают основание рекомендовать его для длительного применения пациентам с хроническим простатитом в виде монотерапии или в комбинации с антибактериальной и противовоспалительной терапией.

Литература
1. Аляев Ю.Г., Винаров А.З., Ахвледиани Н.Д. Хронический простатит и копулятивные нарушения // Врачебное сословие. 2004. № 5–6. С. 6–8.
2. Аполихин О.И., Абдуллин И.И., Сивков А.В., Ощепков В.Н., Егоров А.А. Хронический простатит. // Пленум Правления Российского общества урологов. Саратов, 8–10 июня 2004 г. С. 5–12.
3. Голубчиков В.А., Кочетов А.Г. Местные и общие физиотерапевтические методы в лечении больных хроническим простатитом. Там же. С. 380–389.
4.  Есилевский Ю.М. Новые подходы к диагностике и лечению хронических простатопатий // Биомедицинская радиоэлектроника. 2001. № 5–6. С 40–52.
5. Каприн А.Д., Миленин К.Н., Иваненко К.В. Хронический абактериальный простатит// Пленум Правления Российского общества урологов. Материалы. Саратов 8–10 июня 2004 г. С. 236–237.
6.  Лоран О.Б., Сегал А.С. К этиологии хронического абактериального простатита. // Пленум Правления Российского общества урологов. Материалы. Саратов 8–10 июня 2004 г. С. 243.
7. Лямин Б.А., Аполихин О.И., Ощепков В.Н., Егоров А.А., Дарий Е.В. Проблема хронического простатита с позиций доказательной медицины. // Пленум Правления Российского общества урологов. Материалы. Саратов 8–10 июня 2004 г. С. 65–66.
8.  Мазо Е.Б., Попов С.В. Хронический бактериальный простатит. Врачебное сословие. 2004. № 5–6. С. 16–18.
9. Мазо Е.Б., Степенский А.Б., Гамидов С.И., Григорьев М.Э., Кривобородов Г.Г., Белковская М.Н. Фармакотерапия хронических простатитов. РМЖ 2001; т.9 , № 23.
10. Неймарк А.И., Яценко O.K. Хронический неинфекционный простатит. Пленум Правления Российского общества урологов. Материалы. Саратов 8–10 июня 2004 г. С. 207.
11. Пушкарь Д.Ю., Сегал А.С. Хронический абактериальный простатит: современное понимание проблемы. // Врачебное сословие. 2004. № 5–6. С 9–12.Степенский А.Б., Попов С.В., Муфагед М.Л. Диагностика и лечение хронического простатита. Consilium medicum 2003, т.5, № 7: 396–401.
13. Сегал А.С., Лоран О.Б., Пушкарь Д.Ю. Качество жизни болеющих хроническим простатитом // Пленум Правления Российского общества урологов. Материалы. Саратов 8–10 июня 2004 г.
14.  Сивков А.В., Ощепков В.Н., Егоров А.А. Терапия хронического абактериального простатита. Там же. С 216.
15.  Тиктинский О.Л. Заболевания, передающиеся половым путем, и хронический простатит. Там же. С 315–322.
14.McNaughton–Collins M, Stafford RS et al: How common is prostatitis? A national survey of physician visits. J Urol 1998; 159: 1224–1228.
15.Krieger JN, Egan KJ: Comprehensive evaluation and treatment of 75 men referred to chronic prostatitis clinic. Urology 1991; 38: 11–19.
16. Kohnen PW, Drach GW: Patterns of inflammation in prostatic hyperplasia: A histologic and bacteriologic study. J Urol 1979;121:755–760.
17. Weidner W, Schiefer HG, Krauss H, et al: Chronic prostatitis: A thorough search for etiologically involved microorganisms in 1461 patients. Infection 1991b; 19:119–125.
18. Bergman B: On the relevance of gram–positive bacteria in prostatitis. Infection 1994; 22(Suppl):22.
19. Workshop Committee of the National Institute of Diabetes and Digestive and Kidney Disease (NIDDK) Chronic Prostatis Workshop. Bethesda. Md., 1995.
20. Bjerclund Johansen T.E., Gruneberg R. N., Guibert J. et. al. The Role of Antibiotics in the Treatment of Chronic Prostatitis: A Consensus Statement. Eur. Urol. 1998; 34: 457–466.
Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше