28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Транзипег в регуляции барьерной функции кишечника у беременных с запорами
string(5) "19077"
1
ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Москва
Для цитирования: Подзолкова Н.М., Назарова С.В. Транзипег в регуляции барьерной функции кишечника у беременных с запорами. РМЖ. 2006;4:308.

Хронические запоры являются самой частой патологией желудочно-кишечного тракта во время беременности. Их частота варьирует от 11 до 38% [3].

Запоры не только ухудшают качество жизни женщин, но и способствуют развитию дисбактериоза кишечника, активации условно-патогенной микрофлоры, транслокации микробов и их токсинов через кишечную стенку, снижению иммунитета, что является непосредственной причиной серьезных осложнений во время беременности, родов и послеродового периода [1,2].
В этой связи большое значение приобретает состояние барьерной функции желудочно-кишечного тракта. Барьерная функция кишечника является важнейшим механизмом, препятствующим проникновению макромолекул пищевых белков, кишечной микрофлоры и их токсинов, вирусов и т.д. Сведения о нарушении данной функции кишечника у беременной с запорами весьма ограничены, поскольку нет унифицированных методов тестирования и оценки степени проницаемости слизистой желудочно- кишечного тракта [4].
Цель исследования: изучить состояние кишечного барьера у беременных, страдающих запорами; оценить влияние слабительного препарата Транзипег на состояние барьерной функции желудочно- кишечного тракта.
Материалы и методы исследования
Обследовано 85 беременных во II, III триместрах гестации и послеродовом периоде (3-4 сутки), у которых диагностировано нарушение толстокишечного транзита на основании Римских критериев II.
Тип запора (гестационный и функциональный) определяли в зависимости от сроков возникновения и причинной связи с беременностью:
– гестационные – запоры, впервые возникшие во время беременности;
– функциональные – запоры, которые возникли до наступления беременности и тяжесть их усугубилась в период гестации.
Группу контроля составили 15 здоровых беременных (табл. 1)
Всем беременным проведен комплекс лечебных мероприятий, включающий:
– обучение и психологическое воздействие на беременную с запором (необходимость выработки рефлекса дефекации в определенное время суток);
– коррекция диеты в виде увеличения количества пищевых продуктов, стимулирующих функцию толстой кишки (пищевые волокна свеклы) или увеличивающих массу химуса (пшеничные отруби);
– диетические добавки питательных компонентов (витамины, микроэлементы);
– коррекция образа жизни (увеличение физической нагрузки при отсутствии противопоказаний);
– устранение неприятных ощущений и болей при акте дефекации (болеутоляющие и спазмолитические свечи);
– удаление скопившихся газов (спазмолитики, прокинетики, адсорбенты, пеногасители ).
У 40 (57,1%) беременных комплексное лечение было дополнено слабительным препаратом Транзипег в дозе 5,9 г/сутки, курсом 10 дней.
Транзипег (Bayer Consumer Care, Швейцария) – изоосмотический слабительный препарат, содержащий полиэтиленгликоль 3350 (макрогол) и электролиты (хлорид натрия, хлорид калия, бикарбонат натрия, сульфат натрия). Транзипег не всасывается в желудочно-кишечном тракте, не метаболизируется и не разрушается бактериями кишечника, не проникает через фетоплацентарный барьер, не оказывает отрицательного воздействия на тонус миометрия и электролитный баланс, у него отсутствуют тератогенный и токсический эффекты. Этот препарат разрешен к применению во время беременности и лактации.
О степени проницаемости кишечного барьера для макромалекул судили по уровню антигенного овальбумина (OVA) куриного яйца в сыворотке крови после пероральной нагрузки дозой пищевого белка. Содержание OVA анализировали с использованием двухвалентного трехфазного иммуноферментного теста на полистероле «Sandwich-ELISA». Метод основан на оценке разницы исходной концентрации OVA в сыворотке крови с данными полученными через 3 часа после приема белка 2 сырых куриных яиц. Концентрация OVA выражалась в единицах нанограмм в миллилитре (нг/мл). За верхнюю границу нормы OVA принимали 4 нг/мл .
Результаты исследования
Анализ проведенных нами исследований свидетельствует о нарушении проницаемости кишечной стенки различной степени тяжести – в зависимости от течения запора, сроков гестации и результатов лечения (табл. 2).
В контрольной группе через 3 часа после пероральной нагрузки овальбумином его концентрация в крови достигает 6,1±0,7 нг/мл., т.е. превышает физиологические нормы (4 нг/мл) , но не сопровождается какими-либо отрицательными последствиями. С нарастанием сроков гестации у здоровых беременных регистрируется явная тенденция самостоятельного уменьшения проникновения овальбумина через кишечный барьер, а в послеродовом периоде эти показатели практически достигают нормы (4,5±0,8 нг/мл).
У беременных с гестационными запорами исходная концентрация овальбумина незначительно превышает контрольные показатели (7,1±0,9 нг/мл). И даже с увеличением срока беременности и при неустраненном стазе кишечника отклонения в содержании OVA от нормы являются несущественными.
Более тяжелая картина возникает при функциональных запорах. Уже к концу I триместра исходные концентрации OVA превышают показатели контрольной группы в 1,5 раза (11,5±1,5 нг/мл), а в III триместре и после родов –в 2 (12,1±1,6нг/мл) и 3,5 раза (13,1±1,5 нг/мл) соответственно.
Полученные данные свидетельствуют о том, что гестационнные запоры протекают в более легкой форме чем функциональные, при которых степень проникновения OVA через кишечный барьер носит угрожающий характер. По-видимому, повышением проницаемости кишечной стенки для крупномалекулярных белков при запорах у беременных можно объяснить механизм транслокации условно-патогенной микрофлоры и их токсинов в системный кровоток, что может привести к серьезным осложнениям у матери и плода на любом сроке гестации, в родах и в послеродовом периоде.
Устранение толстокишечного стаза после лечения Транзипегом положительно отразилось на состоянии барьерной функции кишечника. У беременных с гестационными запорами концентрация OVA уменьшилась в III триместре на 42,3%, а в послеродовом периоде на 47,9%, что несколько ниже контрольных данных.
Результаты лечения беременных с функциональными запорами не столь убедительны. Снижение показателей всасывания сывороточного OVA было достигнуто в III триместре (7,5±0,5) и в большей степени после родов (6,6±2,7).
Однако в отличие от беременных с гестационными запорами, при функциональных запорах концентрация OVA ни на одном этапе исследования не достигала контрольных показателей.
Таким образом, на фоне лечения толстокишечного стаза отмечается нормализация кишечной проницаемости. Содержание сывороточного OVA снижается при гестационных запорах почти в 3 раза (с 10,9±1,4 нг/мл до 3,7±0,6 нг/мл), при функциональных в 2 раза (с 13,1±1,5 нг/мл до 6,6±2,7 нг/мл). Эти показатели сопоставимы с аналогичными в контрольной группе.
Выводы
1. Хронические запоры у беременных приводят к нарушению барьерной функции кишечника, которое наиболее выражено при функциональных запорах (11,5±1,5 нг/мл).
2. При неустраненном толстокишечном стазе отмечено резкое повышение проницаемости стенки кишки, прогрессирующее со сроком гестации и не компенсирующееся в послеродовом периоде (13,1±1,5 нг/мл).
3. Устранекние запоров при помощи слабительного препарата Транзипег нормализует барьерную функцию кишечника: концентрация OVA снижается при гестационных запорах в 3 раза , при функциональных запорах в 2 раза.

Литература
1. Малов В.А. Дисбактериозы кишечника. «Медицинская помощь» 2000, №5, с.13-15.
2. Наврузов С.Н., Чиркин В.В. Иммунологические изменения у больных с хроническими запорами. Медицинский журнал Узбекистана, 1989 №4, с.33-36.
3. Парфенов А.Н., Екисенина Н.И., Мазо В.К. Барьерная функция желудочно-кишечного тракта. Терапевтический архив. 2000, №2, с64-66.
4. Стаченкова С.В., Гмошинский И.В. и др. Диагностическое значение метода иммуноферментного тестирования проницаемости кишечного барьера для ?- лактальбумина. Педиатрия. 1997, №3, с. 45-48.
Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше