В более ранних своих
работах авторы настоящей
публикации установили, что
защитные велосипедные шлемы (ЗВШ)
предотвращают 85% повреждений
черепа и 88% мозговых травм у
велосипедистов. В ходе данного
исследования, логически
продолжившего предыдущие, была
изучена эффективность
использования ЗВШ в зависимости от
возраста пострадавших, конструкции
шлема и типа дорожного инцидента.
Материал. В течение 2,5 лет на базе 7 крупных
американских госпиталей было
проведено исследование, в котором
регистрировались все обратившиеся
за медицинской помощью
травмированные велосипедисты. 88%
(3390 человек) из них ответили на
предложенный авторами работы
опросник, включавший
социально-демографические
показатели, сведения об аварии,
опыте езды на велосипеде и типе
использовавшегося ЗВШ. В основную
группу вошли 757 велосипедистов (22,3%
от общего числа опрошенных), у
которых были обнаружены
повреждения черепа. Остальные пострадавшие - 2633 (77,7%)
человека - составили контрольную
группу.
Результаты. В ходе исследования
было установлено, что в сравнении с
контрольной группой велосипедисты,
получившие травмы черепа, чаще были
лицами мужского пола и молодого
возраста, а также имели более
низкий уровень образования и
доходов. В основной группе
пострадавших падение с велосипеда
чаще происходило в результате
столкновения с автотранспортом и
повреждения велосипеда, т.е.
дорожный инцидент мог быть оценен
как потенциально более серьезный.
В целом 1718 (50,7%) пострадавших в
момент падения с велосипеда имели
на голове ЗВШ. В основной группе
защитный шлем был у 29,3%
велосипедистов, а в контрольной - у
56,8%. При выделении подгруппы
велосипедистов, получивших наряду
с повреждением черепа тяжелую
мозговую травму, было установлено,
что в момент аварии лишь 24,2% из них
были в ЗВШ.
Анализ данных показал, что ЗВШ
уменьшал риск травмы черепа на 69%, а
серьезных мозговых повреждений - на
74%. В выделенных возрастных
подгруппах (< 6,
6 - 12, 13 -19, 20 - 39, > 40 лет), а также при
сравнении получивших травмы в
результате столкновений с
автотранспортом и пострадавших в
других дорожных инцидентах не было
выявлено статистически
достоверных различий в
эффективности защиты черепа
шлемами.
Исследователи постарались
учесть конструктивные особенности
ЗВШ, которые подразделялись на 3
основных типа: 1 - с твердой
оболочкой, 2 - с тонкой оболочкой и 3 -
вообще без оболочки. Хотя априори
было выдвинуто логически
обоснованное предположение об
обеспечении большей безопасности
шлемами с твердой оболочкой, в
исследовании не обнаружено
статистически достоверных
различий в эффективности защиты
черепа шлемами разных типов.
В заключение авторы
подчеркивают, что вне зависимости
от возраста велосипедистов, типа
защитного шлема и особенностей
дорожного инцидента ЗВШ
предохраняют от черепно-мозговых
травм. Результаты исследования, как
считают его авторы, еще более
убедительно свидетельствовали в
пользу шлемов, если бы при анализе
учитывались и те велосипедисты,
которые, упав во время езды, не
получили повреждений благодаря ЗВШ
и не обратились за медицинской
помощью.
Литература:
Thompson DC, Rivara FP, Thompson RS. Effectiveness of bicycle safety helmets in preventing head injuries. JAMA 1996;276:1968-73.