28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Фармакоэкономические аспекты выбора стратегии лечения первичной открытоугольной глаукомы
string(5) "19569"
1
РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия
2
ФКУ «ЦВКГ им. П.В. Мандрыка» Минобороны России, Москва, Россия

Экономическая оценка рентабельности лечения определяется соотношением его стоимости и эффективности. Стоимость лечения складывается из прямых затрат пациента и государственных учреждений здравоохранения на лечение данного заболевания и непрямых затрат, направленных на предупреждение неблагоприятных исходов, а следовательно, уменьшения процента инвалидности и смертности. Эффективность лечения оценивается по трем показателям: снижение заболеваемости и смертности, а также улучшение качества жизни пациентов.

Таким образом, при оценке прямых и непрямых затрат на лечение глаукомы необходимо учитывать предполагаемую стоимость лекарственных препаратов, осмотров офтальмолога, диагностических процедур, хирургического лечения и госпитализации. Кроме того, стоимость лечения зависит от частоты осмотров офтальмологом данного пациента и объема диагностических методик, необходимых для оценки эффективности и безопасности проводимой терапии.
В среднем в разных странах более половины общей стоимости лечения приходится на консультации и обследование у офтальмолога (рис. 1 и 2, данные 1995-1997 гг.).
Стоимость лекарственной терапии и хирургического лечения первичной открытоугольной глаукомы (ПОУГ) в процентном отношении от общей стоимости обследования и лечения пациентов в разных странах значительно варьирует (рис. 3 и 4).
Клиническая эффективность лечения глаукомы оценивается по степени снижения внутриглазного давления (ВГД), быстроте достижения давления цели, сохранению зрительных функций, снижению процента слепоты и инвалидизации больных при данном способе лечения.
Для оптимизации выбора терапии используется модель Маркова, в которой учитываются эпидемиологические, клинические и объективные данные каждого конкретного пациента, что позволяет адекватно и полноценно оценить возможность оптимизации предположительной стоимости лечения. При построении модели данные классифицируются по группам (в зависимости от тяжести предполагаемого течения). Развитие заболевания представлено, как переход от одной стадии к другой, обычно в сторону отягощения течения, в виде циклов, оформленных как интервал временной шкалы, по продолжительности которого судят о клиническом течении заболевания. Общая стоимость лечения зависит от стоимости каждого периода заболевания и количества циклов, необходимого для достижения цели лечения данного заболевания.
Примеры построения модели Маркова для оценки экономической эффективности терапии глаукомы представлены на рис. 5 и 6.
На рис. 5 представлена схема лечения пациента №1, общая стоимость лечения которого будет складываться из стоимости препарата первого выбора, препарата второго выбора, лазерного лечения и осмотров офтальмолога.
На рис. 6 представлена схема лечения пациента №2 с более высоким уровнем исходного ВГД, общая стоимость лечения которого будет складываться из стоимости препарата первого выбора, комбинированного, лазерного и хирургического лечения и осмотров офтальмолога.
Общая стоимость лечения пациента №2 выше, так как продолжительность компенсации ВГД на фоне медикаментозного лечения меньше (пациент №1 – циклы 1-4, пациент №2 – циклы 1-2), более часто проводилась смена видов лечения, что потребовало частых осмотров пациента с применением большого объема диагностических методик, а также использования более дорогостоящих видов лечения (лазерное и хирургическое).
Эти два примера показывают, что общая стоимость лечения положительно коррелирует с величиной исходного ВГД (чем выше уровень исходного ВГД, тем выше интенсивность и стоимость лечения) и отрицательно коррелирует с первоначальным эффектом лечения (быстрое достижение давления цели уменьшает последующую стоимость лечения). Таким образом, можно сделать предположение, что более эффективная ранняя тактика лечения позволяет снизить его общую стоимость.
В последние годы появились новые группы лекарственных препаратов для лечения глаукомы. Эти препараты не только обладают выраженным гипотензивным эффектом, но и улучшают качество жизни больных глаукомой.
Моделирование эффекта новых лекарственных средств показывает, что на фоне их применения снижение ВГД более выражено и компенсация офтальмотонуса сохраняется дольше. Новые препараты обладают более высокой эффективностью и потенциально уменьшают процент больных, которым требуется изменение терапии или применение дорогостоящего хирургического лечения, что частично компенсирует их дополнительную стоимость.
Проведенные в разных странах исследования стратегии и стоимости лечения показали, что у 20-60% больных сохранялась эффективность традиционной монотерапии b-адреноблокаторами, более чем у 20% больных терапия была изменена, по крайней мере, однократно, а у 10% больных лечение было изменено более 3 раз.
Сравнение стоимости традиционного лечения пациентов в разных странах и общей стоимости лечения больных, у которых применяли новые лекарственные средства, подтвердили вывод, сделанный на основании моделирования. На рис. 7 показано изменение общей стоимости лечения пациентов в зависимости от вида терапии (срок лечения 2 года, Испания).
Данные наблюдений за стратегией лечения глаукомы показывают, что более высокая частота изменений в лечении приводит к увеличению его стоимости. Новые виды лечения, которые более эффективно контролируют ВГД, с течением времени снижают стоимость лечения больных. Иными словами, рентабельность того или иного вида терапии зависит как от его цены, так и от эффективности.
Поскольку в нашей стране существует огромный разброс стоимости обследования и хирургического лечения пациентов, мы попытались оценить экономические характеристики медикаментозного лечения глаукомы.
Для расчета стоимости медикаментозного лечения в течение 1 года в зависимости от используемого препарата были учтены данные минимальной аптечной стоимости 1 упаковки, рекомендованное количество инстилляций в сутки, стоимость лечения в течение суток при стандартном режиме применения препарата и время, на которое рассчитано использование одной упаковки (табл. 1).
Для расчета экономической рентабельности применяемого препарата (то есть оценки соотношения стоимости лечения и клинического эффекта) были использованы два оригинальных параметра: комфортность и потребительская стоимость.
Расчет комфортности производили по 10-балльной шкале, учитывая следующие характеристики:
• выраженность гипотензивного действия
• возможность достаточного снижения ВГД в течение 24 часов
• эффективность монотерапии препаратом
• комбинированное применение (характер и степень усиления эффекта)
• длительность и стабильность гипотензивного эффекта (характеризуется необходимой частотой обследования пациента и возможным сроком изменения лечения)
• отсутствие эффекта привыкания при длительном применении
• количество инстилляций в сутки
• частота и уровень побочных эффектов (местных, системных)
• возможность отказа в пользу других глазных капель (быстрая замена)
• индивидуальная (ценовая, социальная) доступность
• рекламная поддержка производителя (дистрибьютора) – известность препарата (врач-пациент)
• дотации государства.
Пример расчета комфортности. Инстилляции глазных капель производятся 1, 2 или 3 раза, естественно, что более выгодно получать препарат только 1 раз, соответственно,
1 раз – 10 баллов, 2 раза – 5 баллов, 3 раза – 3,33 балла.
Потребительская стоимость определяется как отношение стоимости годового курса препарата и комфортности.
Комфортность и потребительская стоимость различных гипотензивных препаратов представлены в табл. 1.
Анализируя полученные данные комфортности и потребительской стоимости, можно отметить, что начальная разница в цене между отдельными препаратами компенсируется более высокой эффективностью новых препаратов, а также улучшением качества жизни пациентов, использующих современные медикаментозные средства.
В качестве примера можно использовать соотношение цены, комфортности и потребительской стоимости двух новых гипотензивных препаратов - ксалатана и трусопта.
Ксалатан обладает выраженным гипотензивным эффектом и значительно улучшает качество жизни пациентов, поэтому комфортность данного препарата самая высокая в данной группе лекарственных средств (102,8). Несмотря на высокую стоимость препарата, его потребительская стоимость отличается от потребительской стоимости большинства других препаратов только в 3 раза. Таким образом, использование ксалатана экономически рентабельно.
Потребительская стоимость трусопта более чем в 10 раз превышает среднюю потребительскую стоимость других препаратов, так как данное лекарственное средство при высокой цене имеет низкую комфортность. Следовательно, оно менее рентабельно.

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше