28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Офлоксацин 0,3% глазные капли и мазь в современной терапии воспалительно–инфекционных заболеваний глаз (обзор литературы)
string(5) "22562"
1
РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия
2
ГБУЗ «ГВВ № 2 ДЗМ», Москва, Россия

Резюме Описываются перспективы лечения различных бактериальных заболеваний глаза фторхинолонами на основе анализируемых данных доклинических и клинических исследований. Особое внимание уделено лекарственным формам офлоксацина.

Описываются перспективы лечения различных бактериальных заболеваний глаза фторхинолонами на основе анализируемых данных доклинических и клинических исследований. Особое внимание уделено лекарственным формам офлоксацина.
Ключевые слова: фторхинолоны, офлоксацин, бактериальные инфекции глаза.

Abstract
Ofloxacin 0.3% ophthalmological solution and eye ointment in today treatment of inflammatory and infectious eye diseases. Literary review
A.E. Egorov

Russian National Research University named after N.I. Pirogov, Moscow
Author gives a description of a perspectives of a treatment of various bacterial eye diseases with fluoroquinolones and particularly ofloxacin taking into consideration a data of preclinical and clinical research.
Key words: fluoroquinolones, ofloxacin, bacterial eye infections

В настоящее время в России около 40,2% амбулаторных обращений и до 50% госпитализаций в год связано с воспалительными заболеваниями глаз. В 80% случаев эти заболевания приводят к временной нетрудоспособности, а в 10% случаев служат причиной стойкой потери зрительных функций [1].
Среди общего числа воспалительных поражений глаз конъюнктивиты составляют 66,7%, кератиты – 4,2% [2]. Бактериальная инфекция остается одной из главных причин их развития [1].
Количество резистентных к антибиотикам (например, к гентамицину) штаммов микроорганизмов растет, в связи с чем осложняется лечение бактериальных инфекций глаза. Инфекционные заболевания переднего отдела глаза часто сопровождаются синдромом сухого глаза, который обусловливает плохую переносимость местной антибактериальной терапии.
Фторхинолоны – антибактериальные препараты, применяемые в офтальмологии с начала 1990–х гг., имеют доказанную эффективность в лечении и профилактике глазных инфекций. Первым представителем хинолонов является налидиксовая кислота (1,8 нафтиридин), синтезированная в 1962 г. [4].
Позднее были разработаны (путем присоединения фтора) фторхинолоны – препараты широкого спектра действия, эффективные как против грамотрицательных, так и против грамположительных бактерий – благодаря свойству нарушать воспроизводство бактериальной ДНК. Причем эти препараты не только вызывают гибель бактерий, но и характеризуются так называемым постантибиотическим эффектом, то есть способны подавлять рост бактерий в течение 2–6 ч после первичного воздействия [35]. Выделяют монофторированные (норфлоксацин, ципрофлоксацин, офлоксацин, левофлоксацин) и дифторированные (ломефлоксацин) фторхинолоны [5,6].
В 1990–х гг. применение фторхинолонов ограничивалось лечением тяжелых инфекций [8,9]. Однако в настоящее время в большинстве случаев врачи выбирают именно эту группу препаратов, учитывая широкий спектр их действия и хорошую переносимость [17,21, 22,24,25].
При местном применении фторхинолонов побочное действие в основном проявляется кратковременным местным раздражением после закапывания [21,22,26].
Наряду с относительно недавно появившимися дифторированными фторхинолонами препараты из монофторированной группы, или препараты 1–го поколения, по–прежнему являются эффективными в отношении бактериальных инфекций глаза и активно назначаются офтальмологами. По данным 2011 г., в Великобритании после оценки устойчивости флоры к различным антибиотикам для эмпирической терапии микробного кератита рекомендуемыми препаратами остаются фторхинолоны именно 2–го поколения [24]. При сравнении же степени резистентности микроорганизмов к препаратам 1–го поколения фторхинолонов офлоксацин демонстрирует преимущества перед ципрофлоксацином [10–12].
В доклинических исследованиях при сравнении эффективности предоперационной профилактики и назначения в течение 2 ч после экстракции катаракты ципрофлоксацина и офлоксацина 0,3% глазных капель у собак минимальная ингибирующая концентрация офлоксацина превышала 90, также отмечалось лучшее проникновение его в роговицу [13].
Одним из факторов, обусловливающим высокую эффективность фторхинолонов при инфекционных заболеваниях глаза, является увеличение их абсорбции на фоне воспалительного процесса. Было доказано возрастание концентрации офлоксацина в стекловидном теле в эксперименте с искусственно вызванной воспалительной реакцией глаза у кролика. Данный эффект также был оценен в сравнении с аминогликозидами (гентамицин). Результаты свидетельствовали о двух– и трехкратном увеличении абсорбции офлоксацина при создании модели воспаления глаз. Концентрация гентамицина практически не изменялась [15,18].
Исследование проникающей способности офлоксацина (зона фильтрационной подушки) после проведенной операции у пациентов показало, что она превышает таковую у ципрофлоксацина в 10 раз [19]. Причем инстилляции сочетались с пероральным приемом обоих сравниваемых препаратов, однако назначение комбинации двух лекарственных форм офлоксацина было более эффективным.
Опыт по моделированию стафилококкового кератита у кролика, однако, показал равную эффективность ципрофлоксацина и офлоксацина [14,16].
Офлоксацин обладает низкой токсичностью, что было подтверждено в доклинических исследованиях на кроликах. Исследовалось влияние на сетчатку 8 форсированных инстилляций в течение 4 ч. Несмотря на достижение значимых и эффективных концентраций офлоксацина во влаге передней камеры и стекловидном теле, проявлений ретинотоксичности препарата отмечено не было [17].
Фторхинолоны применяют для лечения бактериальных заболеваний глаза, а также трахомы и паратрахомы. Бактериальные конъюнктивиты можно отнести к наиболее часто встречающимся инфекционным заболеваниям, вызываемым грамположительными и грамотрицательными бактериями: коагулазонегативными стафилококками (S. epidermidis и др.), S. aureus, S. pneumoniae, H. influenzae и Ps. aeruginosa. Они же выступают в качестве наиболее частых возбудителей послеоперационных эндофтальмитов [20].
Одним из преимуществ фторхинолонов является то, что назначение их в качестве монотерапии сравнимо по эффективности с комбинацией двух антимикробных препаратов. Можно привести данные двух исследований монотерапии бактериальных конъюнктивитов в сравнении с терапией комбинацией цефазолина и тобрамицина [21,22]. Наряду с равной эффективностью лечения офлоксацином и комбинацией препаратов было отмечено меньшее количество осложнений и жалоб пациентов на жжение, чувство дискомфорта при закапывании.
Однако офлоксацин может конкурировать по своим антибиотическим свойствам и с представителями более поздних поколений фторхинолонов. В мультицентровом исследовании с участием 423 пациентов с бактериальными конъюнктивитами назначение 0,3% офлоксацина и 0,5% левофлоксацина показало, что хотя левофлоксацин и характеризовался большей степенью эрадикации микроорганизмов, был достигнут сравнимый процент излечения пациентов в обеих группах. Частота же возникновения побочных эффектов была низкой при лечении обоими препаратами [23].
После выполнения хирургических вмешательств самым грозным из инфекционных осложнений является эндофтальмит. Для того чтобы добиться максимального снижения риска его возникновения в послеоперационном периоде, рекомендуется назначение противомикробной терапии как до операции, так и сразу после нее. Одним из вариантов профилактики операционных осложнений является введение ванкомицина, цефалоспоринов, аминогликозидов в переднюю камеру глаза на заключительном этапе операции. Применение этого метода остается на усмотрение врача, так как это может вызывать развитие токсического синдрома переднего сегмента глаза [28].
Фторхинолоны обладают способностью проникать во влагу передней камеры глаза в высоких концентрациях. При дооперационном применении офлоксацина 0,3% его концентрация в передней камере глаза значительно превышала таковую у аминогликозидов (тобрамицин, эритромицин) [27]. Согласно другим данным, офлоксацин проникает во влагу передней камеры лучше, чем другие фторхинолоны (ципрофлоксацин и норфлоксацин) [31–33].
При назначении пациентам офлоксацина в виде мази или при сочетании двух лекарственных форм (мази и офтальмологического раствора) можно добиться еще более длительной экспозиции концентрации антибиотика в слезной жидкости, а следовательно, и более выраженного противомикробного эффекта [30]. Глазная мазь офлоксацина с успехом может применяться как в комбинации с глазными каплями, так и в монотерапии при лечении инфекционных заболеваний глаза, включая хламидийные. Также доказана ее эффективность в профилактике и лечении инфекций после хирургических вмешательств [34].
Для достижения профилактического эффекта общая продолжительность назначения офлоксацина с начала дооперационного периода не должна превышать 2 нед.
Применение фторхинолонов позволяет снизить частоту осложнений и госпитализаций при инфекционных заболеваниях глаза. В данной группе препаратов высокой эффективностью в отношении возбудителей бактериальных инфекций обладают не только недавно разработанные препараты, но и представители более ранних поколений фторхинолонов. Эти препараты отличает низкий уровень частоты побочных эффектов и хорошая переносимость пациентами. Таким образом, фторхинолоны соответствуют требованиям к современным антимикробным средствам местного применения.

Литература
1. Майчук Ю.Ф. Успехи и проблемы фармакотерапии инфекционных и аллергических заболеваний глаз // Рус. офтальмол. журн. 2000. № 1. С. 13–17.
2. Майчук Ю.Ф. Глазные инфекции // Рус. мед. журн. 1999. Т. 7. № 1. С. 16–19.
3. Майчук Ю.Ф. Новое в эпидемиологии и фармакотерапии глазных инфекций // Клин. офтальмол. 2000. Т. 1. № 2. С. 48–51.
4. Lesher G.Y., Froelich E.D., Gruet M.D. et al. 1,8–Naphthyridine derivates. A new class of chemotherapeutic agents // J. Med. Pharm. Chem. 1962. Vol. 5. P. 1063.
5. Егоров Е.А. Рациональная фармакотерапия в офтальмологии. М.: Литтерра, 2004. 953 с.
6. Егоров Е.А., Астахов Ю.С., Ставицкая Т.В. Офтальмофармакология. М.: Гэотар–Мед, 2004. 463 с.
7. Pan X.S., Fisher L.M. Cloning and characterization of the parC and parE genes of Streptococcus pneumoniae encoding DNA topoisomerase IV: role in fluoroquinolone resistance // J. Bacteriol. 1996. Vol. 178. P. 4060–4069.
8. Bloom P.A., Leeming J.P., Power W. et al. Topical ciprofloxacin in the treatment of blepharitis and blepharoconjunctivitis // Eur. J. Ophthalmol. 1994. Vol. 4. P. 6.
9. Steinert R.F. Current therapy for bacterial keratitis and bacterial conjunctivitis // Am. J. Ophthalmol. 1991. Vol. 112. P. 10.
10. Околов И.Н., Гурченок П.А., Вохмяков А.В. Резистентность коагулазонегативных стафилококков, выделенных у больных с конъюнктивитами и послеоперационными эндофтальмитами к антибактериальным препаратам. // Рецепт. VII съезд офтальмологов Республики Беларусь. Минск, 23–24 ноября 2007. С. 452–457.
11. Alexandrakis G., Alfonso E.C., Miller D. Shifting trends in bacterial keratitis in south Florida and emerging resistance to fluoroquinolones. // Ophthalmology. 2000. Vol. 107, № 8. P. 1497–1502.
12. Goldstein M.H., Kowalski R.P., Gordon Y.J. Emerging fluoroquinolone resistance in bacterial keratitis: a 5–year review. // Ophthalmology. 1999. Vol. 106, № 7. P. 1313–1318.
13. Yu–Speight A.W., Kern T.J., Erb H.N. Ciprofloxacin and ofloxacin aqueous humor concentrations after topical administration in dogs undergoing cataract surgery // Vet. Ophthalmol. 2005, May–Jun.Vol. 8. № 3. P. 181–187.
14. Dajcs J.J., Moreau J.M., Thibodeaux B.A., Traidej M., Austin M.S., Marquart M.E., Stroman D.W., O'Callaghan R.J. Effectiveness of ciprofloxacin and ofloxacin in a prophylaxis model of Staphylococcus keratitis // Cornea. 2001, Nov. Vol. 20. № 8. P. 878–880.
15. Ozturk F., Kortunay S., Kurt E., Inan U.U., Ilker S.S., Basci N., Bozkurt A. The effect of long–term use and inflammation on the ocular penetration of topical ofloxacin // Curr Eye Res. 1999 Dec. Vol. 19 (6). Р. 461–464.
16. Moreau J.M., Green L.C., Engel L.S., Hill J.M., O'Callaghan R.J. Effectiveness of ciprofloxacin–polystyrene sulfonate (PSS), ciprofloxacin and ofloxacin in a Staphylococcus keratitis model. // Curr. Eye Res. 1998, Aug. Vol. 17. № 8. P. 808–812.
17. Cohen R.G., Raizman M., Callina C., Lahav M. Retinal safety of oral and topical ofloxacin in rabbits // J Ocul Pharmacol Ther. 1997. Aug. Vol. 13. № 4. P. 369–379.
18. Behrens–Baumann W. Absorption of topically administered ciprofloxacin, ofloxacin and gentamicin in the inflamed rabbit eye // Ophthalmologica. 1996. Vol. 210. – № 2. P. 119–122.
19. Cantor L.B., Donnenfeld E., Katz L.J., Gee W.L., Finley C.D., Lakhani V. K., Hoop J., Flarty K. Penetration of Ofloxacin and Ciprofloxacin into the aqueous humor of eyes with functioning filtering blebs // Arch. Ophthalmol. 2001. Vol. 119. P. 1254–1257.
20. Околов И.Н., Гурченок П.А., Вохмяков А.В. Резистентность коагулазонегативных стафилококков, выделенных у больных с конъюнктивитами и послеоперационными эндофтальмитами к антибактериальным препаратам. // Рецепт. VII съезд офтальмологов Республики Беларусь. Минск, 23–24 ноября 2007. С. 452–457.
21. O’Brien T.P., Maguire M.G., Fink N.E. et al. Efficacy of ofloxacin vs cefazolin and tobramycin in the therapy of bacterial keratitis // Arch. Ophthalmol. 1995. Vol. 113. P. 1257.
22. Bower K.S., Kowalski R.P., Gordon M.S., Gordon Y.J. Fluoroquinolones in the treatment of bacterial keratitis // Am. J. Ophthalmol. 1996. Vol. 121. P. 712.
23. Schwab I.R., Friedlaender M., McCulley J., Lichtenstein S.J., Moran C.T. The Levofloxacin bacterial conjunctivitis active control study group. A phase III clinical trial of 0.5% Levofloxacin ophthalmic solution versus 0.3% Ofloxacin ophthalmic solution for the treatment of bacterial conjunctivitis // Ophthalmology. 2003. March. Vol. 110. № 3. P. 457–465.
24. Shalchi Z., Gurbaxani A., Baker M., Nash J. Antibiotic Resistance in Microbial Keratitis:Ten–Year Experience of Corneal Scrapes in the United Kingdom // Ophthalmology. 2011. Vol. 118. № 11. P. 2161–2165.
25. Егоров В.В., Савченко Н.В., Барабанова Г.И., Боровских Е.В., Смолякова Г.П. Эффективность применения глазных капель «Офтаквикс» в лечении инфекционных конъюнктивитов. // Клиническая офтальмология. 2008. № 2.
26. Hwang D.G., Schanzlin D.J., Rotberg M.H. et al. A phase III, placebo controlled clinical trial of 0,5% Levofloxacin Ophthalmic Solution for the treatment of bacterial conjunctivitis. // Br. J. Ophthalmol. 2003. Vol. 87. P. 1004–1009.
27. Kirsch L.S., Jackson W.B., Goldstein D.A., Discepola M.J. Perioperative ofloxacin vs. tobramycin: efficacy in external ocular adnexal sterilization and anterior chamber penetration // Can. J. Ophthalmol. 1995. Vol.30. № 1. P. 11–20.
28. Chang D.F., Braga–Mele R., Mamalis N. et al. Prophylaxis of postoperative endophthalmitis after cataract surgery: results of the 2007 ASCRS member survey // J Cataract Refract Surg. 2007. Vol. 33 (10). P. 1801–1805.
29. Lofoco G., Quercioli P., Ciucci F., Bardocci A., De Gaetano C., Steigerwalt R. Jr. Fusidic acid vs ofloxacin prophylaxis before cataract surgery // Eur. J .Ophthalmol. 2005. Vol. 15. № 6. P. 718–721.
30. Zhou J.S. Ofloxacin content in tears following topical use of 0.3% ointment [Article in Chinese] // Zhonghua Yan Ke Za Zhi. 1991. Mar. 27 (2). P. 115–117.
31. Мошетова Л.К., Чернакова Г.М. Флоксал в терапии воспалительных заболеваний переднего отдела глаза // Клиническая офтальмология. 2002. Т. 3. № 3. С. 158–161.
32. Tang–Liu D.D., Schwob D.L., Comparative tear concentrations over time of ofloxacin and tobramycin in human eyes // Clin Pharmacol Ther. 1994. Mar. Vol. 55 (3). Р. 284–292.
33. Wilhelmus K.R., Abshire R.L. Ciprofloxacin precipitation during bacterial keratitis // Am. J. Ophthalmol. 2003. Dec. Vol. 136 (6). Р. 1032–1037.
34. Еременко А.И., Бойко А.А. Применение магнитотерапии и мази «Флоксал» при нестандартном течении послеоперационного периода после факоэмульсификации катаракты // Клиническая офтальмология. 2010. № 4. С. 142–143.
35. Neu H.C. Microbiologic aspects of fluoroquinolones // Am. J. Ophthalmol. 1991. Vol. 112 (4 Suppl.) P. 15–24.
Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше