Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.
Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.
На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
3528
04 ноября 2000
Демократизация нашей страны, радикальные преобразования, направленные на формирование правового государства, обеспечивающего равные права и равные возможности всем членам общества, широкое международное движение по социальной защищенности инвалидов способствовали изменению государственной политики в отношении инвалидов, усилению общественного внимания к их нуждам с целью социальной интеграции инвалидов, создания условий, позволяющих им вести полноценный образ жизни.
Определяющее значение для реализации этих позиций социальной политики имел Федеральный Закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (№181-ФЗ от 24.11.1995г.). В этом Законе содержатся основные позиции новой концепции инвалидности, новая трактовка понятий “инвалидность” и “инвалид”.
Закон гласит, что “Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью”.
Подобная концептуальная позиция обусловила необходимость трансформации врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную экспертизу. Понятие “медико-социальная экспертиза” трактуется упомянутым выше Законом о социальной защите инвалидов, как “определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма”. Данные положения явились предпосылкой к формированию современной теории и методологии медико-социальной экспертизы в России.
По сравнению с врачебно-трудовой экспертизой в теории МСЭ меняется главное – предмет исследования. Вместо узконаправленного изучения преимущественно трудоспособности больного человека исследуется жизнедеятельность в широком диапазоне основных своих проявлений и степень ее ограничений, обусловленных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. При подобном подходе оцениваются социальные последствия болезни с анализом основных последовательно взаимосвязанных состояний, формирующих инвалидность: болезнь Ґ стойкое нарушение функции Ґ ограничение жизнедеятельности Ґ социальная недостаточность (инвалидность).
В связи с этим расширяется и спектр медико-биологических, социальных, социологических, психологических, экономических, юридических и др. отраслей науки, элементы которых кумулирует медико-социальная экспертиза.
Усложняется и методология медико-социальной экспертизы, которая отражает взаимоотношения с науками на базе и в тесном взаимодействии с которыми она развивается. Методология МСЭ основывается на ведущих положениях клинической медицины, социальной гигиены, физиологии и психологии труда, социологии, медицинской и социальной психиатрии и др.
Следует подчеркнуть, что большое влияние на совершенствование методологии имеет реабилитационная направленность медико-социальной экспертизы. Ведущей позицией при медико-социальной экспертизе должно быть не только определение степени утраты либо нарушения медицинского и социального статусов, требующих замещения, но выявление их сохранности, определение возможности восстановления или компенсации нарушенных функций, оценка компенсаторно-адаптационных возможностей, реализация которых может способствовать функциональной, психологической, социально-средовой, профессиональной адаптации, предотвратить формирование комплекса неполноценности, рентной установки. содействовать реабилитации инвалида
Для решения этой сложной задачи определение инвалидности и решение других вопросов медико-социальной экспертизы должно базироваться на комплексной оценке клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, т.к. инвалидность, как указано выше, является многофакторной категорией, в формировании которой, помимо болезни и связанных с ней ограничений жизнедеятельности, принимают участие изменение социального статуса, социальных связей, личностных установок и других социальных и социально-психологических факторов. Все это и обусловливает социальную недостаточность больного человека и его нуждаемость в мерах социальной помощи и защиты.
Вышеизложенное полностью касается офтальмопатологической медико-социальной экспертизы. Многообразие форм офтальмологии и их проявлений обусловливает необходимость многоаспектного анализа их влияния на жизнедеятельность и оценки социальных последствий возникающего зрительного дефекта.
Зрение – сложнейший психофизиологический процесс, полноценность которого необходима для нормальной жизнедеятельности человека. Учитывая, что 90% информации о внешнем мире поступает через зрительный анализатор, состояние его функций приобретает первостепенное значение среди других сенсорных систем для осуществления всего комплекса интегрированной деятельности человека. Определение наличия и степени ограничений различных категорий этой деятельности у лиц с патологией органа зрения требует детальной клинической и социальной экспертно-реабилитационной диагностики. В числе клинико-функциональных характеристик, которые необходимо учитывать при медико-социальной экспертизе лиц со зрительными расстройствами, основными являются следующие:
• клиническая (нозологическая) форма заболевания, ее этиология, патогенез,
• характер и выраженность изменений структур глазного яблока,
• вид и степень функциональных расстройств,
• стадия патологического процесса, течение заболевания,
• клинический прогноз,
• синдромальность и сочетанность нарушений органа зрения с патологией других систем организма, сроки манифестации процесса и время наступления зрительного дефекта,
• степень адаптации к зрительному дефекту и возможность активизации иных анализаторных систем, участвующих в компенсации зрительного дефекта (в основном слухового и кожного анализаторов).
Помимо клинико-функциональных характеристик при медико-социальной экспертизе очень важное значение имеет оценка психологических особенностей индивида, анализ социально-бытовых, социально-средовых, профессионально-трудовых факторов.
Клиническая форма заболевания, степень и характер структурных и функциональных расстройств определяются на основании детального офтальмологического обследования с применением необходимых диагностических методов.
Главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения, определяющей ее влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является, как известно, состояние зрительных функций, основные среди которых – острота и поле зрения.
При нарушении остроты зрения прежде всего снижается различительная способность зрительного анализатора, что ограничивает возможность обучения, получения профессионального образования и участия в трудовой деятельности. При значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и другие категории жизнедеятельности больного.
Не менее важным, чем острота зрения, является состояние поля зрения. При различных формах офтальмопатологии отмечается большое разнообразие поражений как периферических границ, так и наличие скотом в пара- и центральной зонах поля зрения. Следует учитывать, что значительное сужение периферических границ поля зрения и наличие центральных скотом, наряду со снижением остроты зрения резко затрудняют мобильность, возможность самостоятельного передвижения больных, их самообслуживание, способность к обучению, выполнению трудовых операций, к общению, к ориентации, что тем самым формирует социальную недостаточность, обусловливает необходимость социальной помощи, обеспечения больных тифлосредствами, создание специальных условий быта, труда и других мер социальной помощи и защиты.
Для углубленного анализа характера и степени функциональных расстройств и их влияния на отдельные категории жизнедеятельности следует также оценивать иные характеристики функционального состояния зрительного анализатора, в том числе данные электрофизиологических исследований.
Важное значение при медико-социальной экспертизе§ особенно для лиц, работающих в профессиях зрительного профиля, имеют офтальмоэргономические характеристики.
Интегральная оценка функционального состояния зрительного анализатора позволяет рубрифицировать тяжесть его нарушений на 4 степени: незначительные (I степень), умеренные (II степень), выраженные (III степень), значительно выраженные (IV степень).
Состояние зрительных функций при той или иной степени нарушений определяется в соответствии с ранжированием их показателей и градацией слепоты и слабовидения, содержащихся в МКБ Х пересмотра (ВОЗ, Женева).
Обязательным элементом медико-социальной экспертизы является оценка реабилитационного прогноза, который определяется, исходя из реабилитационного потенциала больного и возможности его реализации в конкретных социальных условиях с учетом социальной микро- и макроструктуры&
При оценке реабилитационного прогноза следует учитывать возможность и прогнозируемую эффективность реабилитационных мероприятий, как медицинских (все виды лечения, коррекции зрения), так и результативность использования вспомогательных средств, мероприятий, относящихся к профессионально-трудовой и социальной реабилитации. Только совокупность этих факторов может способствовать социальной интеграции инвалида.
Следует подчеркнуть, что наличие неблагоприятного или сомнительного с тенденцией к неблагоприятному клинического и реабилитационного прогноза даже на фоне временно сохранных функций органа зрения и состояния жизнедеятельности (например, при онкологических заболеваниях) может служить основанием для определения группы инвалидности.
Важное значение, особенно для слепого человека, имеют психологические особенности, в числе которых наиболее значимыми являются:
• отношение к болезни, к зрительному дефекту
• отношение к социальной среде ( семье, обществу)
• личностное отношение к мерам реабилитации.
Степень социально-психологической адаптации незрячего в значительной мере зависит от наличия его уверенности в своих силах, в эффективности реабилитации, от отношения к нему в семье, окружении, производственной среде.
Комплексная оценка всех вышеперечисленных позиций позволяет определить социальные последствия нарушений органа зрения, наличие инвалидности и ее группу, причину инвалидности, сроки пересвидетельствования, а также степень нуждаемости инвалида в социальной защите.
Основными среди форм социальной защиты для инвалида с патологией зрения служат различные виды медицинских и социальных услуг, главными из которых являются меры медико-социальной реабилитации, индивидуальная программа которых формируется в процессе медико-социальной экспертизы.
При этом ведущее значение имеет первоначальный этап реабилитации – восстановительное лечение. Высокий уровень современной отечественной офтальмологии, особенно офтальмохирургии и лазерной офтальмологии, создает широкие возможности и обеспечивает большую эффективность медицинской реабилитации.
Столь же важное значение для уменьшения социальной недостаточности инвалида со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации, включающей первичную (элементарную) реабилитацию, социально- средовую и социально-бытовую адаптацию, профессиональную реабилитацию и рациональное трудовое устройство.
Для реализации этих мер необходимо часто обеспечение инвалидов специальными средствами коррекции и вспомогательными тифлотехническими средствами.
Оптимальные меры медицинской реабилитации, наличие достаточного ассортимента корригирующих и тифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиями формирует предпосылки для достижения инвалидами с патологией органа зрения равных (со зрячими) возможностей и равных прав для получения общего и профессионального образования, разностороннего развития, повышения культурного уровня, раскрытия творческих возможностей, активного участия в современном производстве и общественной жизни общества, то есть их социальной интеграции.
Дальнейшее совершенствование теории и методологии офтальмологической медико-социальной экспертизы, успешная реализация ее позиций в практике работы лечебных учреждений, бюро МСЭ и служб реабилитации будут способствовать улучшению социальной защиты и достижению социальной интеграции многочисленного контингента инвалидов с патологией органа зрения.
Закон гласит, что “Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью”.
Подобная концептуальная позиция обусловила необходимость трансформации врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную экспертизу. Понятие “медико-социальная экспертиза” трактуется упомянутым выше Законом о социальной защите инвалидов, как “определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма”. Данные положения явились предпосылкой к формированию современной теории и методологии медико-социальной экспертизы в России.
По сравнению с врачебно-трудовой экспертизой в теории МСЭ меняется главное – предмет исследования. Вместо узконаправленного изучения преимущественно трудоспособности больного человека исследуется жизнедеятельность в широком диапазоне основных своих проявлений и степень ее ограничений, обусловленных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. При подобном подходе оцениваются социальные последствия болезни с анализом основных последовательно взаимосвязанных состояний, формирующих инвалидность: болезнь Ґ стойкое нарушение функции Ґ ограничение жизнедеятельности Ґ социальная недостаточность (инвалидность).
В связи с этим расширяется и спектр медико-биологических, социальных, социологических, психологических, экономических, юридических и др. отраслей науки, элементы которых кумулирует медико-социальная экспертиза.
Усложняется и методология медико-социальной экспертизы, которая отражает взаимоотношения с науками на базе и в тесном взаимодействии с которыми она развивается. Методология МСЭ основывается на ведущих положениях клинической медицины, социальной гигиены, физиологии и психологии труда, социологии, медицинской и социальной психиатрии и др.
Следует подчеркнуть, что большое влияние на совершенствование методологии имеет реабилитационная направленность медико-социальной экспертизы. Ведущей позицией при медико-социальной экспертизе должно быть не только определение степени утраты либо нарушения медицинского и социального статусов, требующих замещения, но выявление их сохранности, определение возможности восстановления или компенсации нарушенных функций, оценка компенсаторно-адаптационных возможностей, реализация которых может способствовать функциональной, психологической, социально-средовой, профессиональной адаптации, предотвратить формирование комплекса неполноценности, рентной установки. содействовать реабилитации инвалида
Для решения этой сложной задачи определение инвалидности и решение других вопросов медико-социальной экспертизы должно базироваться на комплексной оценке клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, т.к. инвалидность, как указано выше, является многофакторной категорией, в формировании которой, помимо болезни и связанных с ней ограничений жизнедеятельности, принимают участие изменение социального статуса, социальных связей, личностных установок и других социальных и социально-психологических факторов. Все это и обусловливает социальную недостаточность больного человека и его нуждаемость в мерах социальной помощи и защиты.
Вышеизложенное полностью касается офтальмопатологической медико-социальной экспертизы. Многообразие форм офтальмологии и их проявлений обусловливает необходимость многоаспектного анализа их влияния на жизнедеятельность и оценки социальных последствий возникающего зрительного дефекта.
Зрение – сложнейший психофизиологический процесс, полноценность которого необходима для нормальной жизнедеятельности человека. Учитывая, что 90% информации о внешнем мире поступает через зрительный анализатор, состояние его функций приобретает первостепенное значение среди других сенсорных систем для осуществления всего комплекса интегрированной деятельности человека. Определение наличия и степени ограничений различных категорий этой деятельности у лиц с патологией органа зрения требует детальной клинической и социальной экспертно-реабилитационной диагностики. В числе клинико-функциональных характеристик, которые необходимо учитывать при медико-социальной экспертизе лиц со зрительными расстройствами, основными являются следующие:
• клиническая (нозологическая) форма заболевания, ее этиология, патогенез,
• характер и выраженность изменений структур глазного яблока,
• вид и степень функциональных расстройств,
• стадия патологического процесса, течение заболевания,
• клинический прогноз,
• синдромальность и сочетанность нарушений органа зрения с патологией других систем организма, сроки манифестации процесса и время наступления зрительного дефекта,
• степень адаптации к зрительному дефекту и возможность активизации иных анализаторных систем, участвующих в компенсации зрительного дефекта (в основном слухового и кожного анализаторов).
Помимо клинико-функциональных характеристик при медико-социальной экспертизе очень важное значение имеет оценка психологических особенностей индивида, анализ социально-бытовых, социально-средовых, профессионально-трудовых факторов.
Клиническая форма заболевания, степень и характер структурных и функциональных расстройств определяются на основании детального офтальмологического обследования с применением необходимых диагностических методов.
Главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения, определяющей ее влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является, как известно, состояние зрительных функций, основные среди которых – острота и поле зрения.
При нарушении остроты зрения прежде всего снижается различительная способность зрительного анализатора, что ограничивает возможность обучения, получения профессионального образования и участия в трудовой деятельности. При значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и другие категории жизнедеятельности больного.
Не менее важным, чем острота зрения, является состояние поля зрения. При различных формах офтальмопатологии отмечается большое разнообразие поражений как периферических границ, так и наличие скотом в пара- и центральной зонах поля зрения. Следует учитывать, что значительное сужение периферических границ поля зрения и наличие центральных скотом, наряду со снижением остроты зрения резко затрудняют мобильность, возможность самостоятельного передвижения больных, их самообслуживание, способность к обучению, выполнению трудовых операций, к общению, к ориентации, что тем самым формирует социальную недостаточность, обусловливает необходимость социальной помощи, обеспечения больных тифлосредствами, создание специальных условий быта, труда и других мер социальной помощи и защиты.
Для углубленного анализа характера и степени функциональных расстройств и их влияния на отдельные категории жизнедеятельности следует также оценивать иные характеристики функционального состояния зрительного анализатора, в том числе данные электрофизиологических исследований.
Важное значение при медико-социальной экспертизе§ особенно для лиц, работающих в профессиях зрительного профиля, имеют офтальмоэргономические характеристики.
Интегральная оценка функционального состояния зрительного анализатора позволяет рубрифицировать тяжесть его нарушений на 4 степени: незначительные (I степень), умеренные (II степень), выраженные (III степень), значительно выраженные (IV степень).
Состояние зрительных функций при той или иной степени нарушений определяется в соответствии с ранжированием их показателей и градацией слепоты и слабовидения, содержащихся в МКБ Х пересмотра (ВОЗ, Женева).
Обязательным элементом медико-социальной экспертизы является оценка реабилитационного прогноза, который определяется, исходя из реабилитационного потенциала больного и возможности его реализации в конкретных социальных условиях с учетом социальной микро- и макроструктуры&
При оценке реабилитационного прогноза следует учитывать возможность и прогнозируемую эффективность реабилитационных мероприятий, как медицинских (все виды лечения, коррекции зрения), так и результативность использования вспомогательных средств, мероприятий, относящихся к профессионально-трудовой и социальной реабилитации. Только совокупность этих факторов может способствовать социальной интеграции инвалида.
Следует подчеркнуть, что наличие неблагоприятного или сомнительного с тенденцией к неблагоприятному клинического и реабилитационного прогноза даже на фоне временно сохранных функций органа зрения и состояния жизнедеятельности (например, при онкологических заболеваниях) может служить основанием для определения группы инвалидности.
Важное значение, особенно для слепого человека, имеют психологические особенности, в числе которых наиболее значимыми являются:
• отношение к болезни, к зрительному дефекту
• отношение к социальной среде ( семье, обществу)
• личностное отношение к мерам реабилитации.
Степень социально-психологической адаптации незрячего в значительной мере зависит от наличия его уверенности в своих силах, в эффективности реабилитации, от отношения к нему в семье, окружении, производственной среде.
Комплексная оценка всех вышеперечисленных позиций позволяет определить социальные последствия нарушений органа зрения, наличие инвалидности и ее группу, причину инвалидности, сроки пересвидетельствования, а также степень нуждаемости инвалида в социальной защите.
Основными среди форм социальной защиты для инвалида с патологией зрения служат различные виды медицинских и социальных услуг, главными из которых являются меры медико-социальной реабилитации, индивидуальная программа которых формируется в процессе медико-социальной экспертизы.
При этом ведущее значение имеет первоначальный этап реабилитации – восстановительное лечение. Высокий уровень современной отечественной офтальмологии, особенно офтальмохирургии и лазерной офтальмологии, создает широкие возможности и обеспечивает большую эффективность медицинской реабилитации.
Столь же важное значение для уменьшения социальной недостаточности инвалида со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации, включающей первичную (элементарную) реабилитацию, социально- средовую и социально-бытовую адаптацию, профессиональную реабилитацию и рациональное трудовое устройство.
Для реализации этих мер необходимо часто обеспечение инвалидов специальными средствами коррекции и вспомогательными тифлотехническими средствами.
Оптимальные меры медицинской реабилитации, наличие достаточного ассортимента корригирующих и тифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиями формирует предпосылки для достижения инвалидами с патологией органа зрения равных (со зрячими) возможностей и равных прав для получения общего и профессионального образования, разностороннего развития, повышения культурного уровня, раскрытия творческих возможностей, активного участия в современном производстве и общественной жизни общества, то есть их социальной интеграции.
Дальнейшее совершенствование теории и методологии офтальмологической медико-социальной экспертизы, успешная реализация ее позиций в практике работы лечебных учреждений, бюро МСЭ и служб реабилитации будут способствовать улучшению социальной защиты и достижению социальной интеграции многочисленного контингента инвалидов с патологией органа зрения.
Новости/Конференции
Все новости
19 апреля 2024
Диспансеризация для оценки репродуктивного здоровья
Ближайшие конференции
Читать дальше