28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
К 75–летию кафедры педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования
string(5) "19301"
Для цитирования: К 75–летию кафедры педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования. РМЖ. 2007;1:1.

В 2007 г. исполняется 75 лет с момента организации первой в России кафедры последипломного образования врачей–педиатров. У истоков ее возникновения стоял выдающийся отечественный педиатр Г.Н. Сперанский, который в 1932 г. организовал и возглавил кафедру педиатрии в Центральном институте усовершенствования врачей (в настоящее время – РМАПО – Российская медицинская академия последипломного образования). Г.Н. Сперанским были определены стратегические направления педагогической деятельности кафедры – повышение практических навыков врачей–педиатров и внедрение в практику новых достижений медико–биологической науки. При этом Георгий Нестерович ориентировал своих сотрудников на постоянное повышение собственного научного потенциала и умение донести эти знания до практикующих педиатров. Поставленные задачи решались благодаря клинической направленности занятий, стройности изложения материала и четкости практических рекомендаций. Г.Н. Сперанский и его сотрудники во время обходов, лекций и практических занятий не только щедро делились своим клиническим опытом, но и в адаптированной, понятной для практических врачей форме знакомили их с самыми передовыми методами диагностики, профилактики и лечения заболеваний детского возраста.

Действительный член АМН СССР, профессор Г.Н. Сперанский руководил кафедрой почти 30 лет. За это время на ее базе многие педиатры усовершенствовали свои профессиональные навыки и получили новые знания. Кафедра стала ведущим учебно–методическим центром повышения квалификации педиатров в стране, а ее сотрудники, кроме курсов усовершенствования для практических врачей, стали также проводить циклы для профессорско–преподавательского состава других ГИДУВов и ФУВов. С 1961 по 1966 г. кафедрой заведовала профессор Р.Л. Гамбург – прекрасный клиницист, известный педиатр и педагог. Особый вклад в развитие кафедры внес профессор М.П. Матвеев, который руководил кафедрой на протяжении 17 лет. Профессора М.П. Матвеева отличали природная интеллигентность, эрудированность, широкий научный кругозор и талант клинициста. В 1983–1984 гг. кафедрой заведовал профессор Г.И. Клайшевич, высококвалифицированный педиатр и педагог, в течение ряда лет работавший деканом педиатрического факультета ЦИУВ. Особо следует отметить, что в разные годы на кафедре работали такие известные педиатры, как профессора А.С. Розенталь, С.Г. Звягинцева, О.Г. Соломатина; начинали свою научно–педагогическую деятельность академики В.А. Таболин и Ю.Е. Вельтищев, известный детский нефролог профессор М.С. Игнатова.
С 1984 года кафедрой заведует профессор, заслуженный врач РФ Н.А. Коровина, которая прошла на кафедре путь от клинического ординатора до профессора. Работа в должности заведующей в полной мере раскрыла организаторские способности и педагогический талант прекрасного клинициста Н.А. Коровиной. В сложные перестроечные годы и в период противоречивых реформ Н.А. Коровина и сотрудники кафедры смогли не только сохранить традиции, заложенные академиком Г.Н. Сперанским, но и разработали новые формы последипломного образования врачей–педиатров (короткие тематические семинары, прерывистые циклы, школы, интерактивные семинары, издание пособий для врачей, формуляров и протоколов в серии «Последипломное образование» и др.).
Следует отметить, что за время существования кафедры в ее структуре, учебных планах и программах происходили весьма существенные изменения. При этом традиционно существовавшие на кафедре специализированные направления (отделы) на определенных этапах становились самостоятельными кафедрами. Так, отдел неврологии (доцент С.Э. Ганзбург) был преобразован в кафедру детской неврологии, которую впоследствии возглавила профессор М.Б. Цукер. Аналогично были образованы кафедра детских инфекций (профессор М.Е. Сухарева) и кафедра развития и воспитания ребенка (профессор Н.М. Аксарина). Важность для педиатров занятий по микропедиатрии (В.А. Таболин, А.М. Большакова, А.В. Чебуркин) определила необходимость в создании курса, а затем и первой в стране кафедры неонатологии, организатором и руководителем которой стал профессор В.В. Гаврюшов (ректор ЦИУВ в 1988–1994 гг.). Кафедра была инициатором проведения тематических и специализированных циклов – по кардиоревматологии (с 1957), физиологии и патологии детей раннего возраста (с 1960), нефрологии (с 1967), гастроэнтерологии (с 1974). Кроме этого, с 1962 г. и по настоящее время кафедра проводит выездные циклы по актуальным вопросам педиатрии. За этот период было организовано более 90 выездных циклов, при этом сотрудники кафедры работали практически во всех бывших республиках Союза и во многих регионах России. В последние годы в соответствии с современными требованиями на кафедре проводятся сертификационные циклы и профессиональная переподготовка по специальности «Педиатрия». При этом по заданию Минздрава РФ сотрудники кафедры принимали активное участие в работе над программой последипломного образования педиатров и тестами для сертификационного экзамена по специальности «Педиатрия». В настоящее время на кафедре проводится 12–15 циклов в год, на которых повышают квалификацию более 450 педиатров, обучается 25–30 клинических ординаторов и аспирантов из России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Продолжают регулярно проводиться семинары для профессоров и преподавателей медицинских академий, университетов и институтов, а также главных специалистов–педиатров. Практика обмена опытом преподавания и данными научных разработок при личном общении, в кулуарных спорах и дискуссиях получила высокую оценку и предопределила необходимость организации Ассоциации педиатрических кафедр последипломного образования. Традиционно большое внимание уделяется научной работе. При этом научные исследования отличаются актуальностью рассматриваемых проблем, глубиной анализа, а также разносторонностью интересов – практически во всех сферах педиатрии.
Многочисленные курсанты, ученики и коллеги поздравляют сотрудников кафедры педиатрии РМАПО с 75–летним юбилеем и желают им доброго здоровья, новых творческих успехов и дальнейшей плодотворной работы по сохранению и преумножению высокого научно–педагогического потенциала, заложенного патриархом отечественной педиатрии Г.Н. Сперанским.
Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше