28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Оториноларингологическая помощь детям с хроническим риносинуситом
string(5) "81761"
1
ФГБУ «ЦКБ с поликлиникой УДП РФ», Москва, Россия
2
ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Россия

Хронический риносинусит (ХРС) — распространенное заболевание, которое оказывает существенное влияние на здоровье и качество жизни детей. ХРС возникает при длительности заболевания более 12 нед. и может привести к серьезным осложнениям. Специализированная оториноларингологическая помощь имеет решающее значение для диа­гностики, лечения и реабилитации пациентов с ХРС. В обзоре представлена система оказания специализированной оториноларингологической помощи детям в Российской Федерации, а также организация медико-социальной поддержки для детей с ХРС. Особое внимание уделяется профилактике обострений ХРС у детей, включающей предотвращение и своевременное лечение острых и рецидивирующих респираторных вирусных инфекций, снижение бактериальной нагрузки, улучшение мукоцилиарного клиренса и диспансерное наблюдение. Также отмечается, что создание Школы здоровья для детей с ХРС поможет научить детей распознавать симптомы обострений ХРС и принимать меры при первых признаках ухудшения состояния.

Ключевые слова: специализированная оториноларингологическая помощь, хронический риносинусит у детей, Школа здоровья, медико-социальная поддержка детей, респираторная вирусная инфекция.

T.A. Dvornikova1, O.Yu. Alexandrova2

1Central Clinical Hospital with Outpatient Clinic, Moscow, Russian Federation

2N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russian Federation

Chronic rhinosinusitis (CRS) is a common disease that has a significant impact on the health and life quality of children. CRS occurs when the disease lasts for more than 12 weeks and it can lead to serious complications. Specialized ENT care is crucial for the diagnosis, treatment and rehabilitation of patients with CRS. This review presents the system of providing specialized ENT care to children in Russia, as well as the organization of medical and social support for children with CRS. Special attention is paid to the prevention of CRS exacerbations in children, including the prevention and timely treatment of acute and recurrent respiratory viral infections, reduction of bacterial load, improvement of mucociliary clearance and follow-up. It is also noted that the formation of a Health School for children with CRS will help teach children to recognize the signs of CRS exacerbations and take action at the first deterioration signs.

Keywords: specialized ENT care, chronic rhinosinusitis in children, Health School, medical and social support for children, respiratory viral infection.

For citation: Dvornikova T.A., Alexandrova O.Yu. ENT care for children with chronic rhinosinusitis. Russian Medical Inquiry. 2024;8(8):499–504 (in Russ.). DOI: 10.32364/2587-6821-2024-8-8-9.

Для цитирования: Дворникова Т.А., Александрова О.Ю. Оториноларингологическая помощь детям с хроническим риносинуситом. РМЖ. Медицинское обозрение. 2024;8(8):499-504. DOI: 10.32364/2587-6821-2024-8-8-9.
Оториноларингологическая помощь детям с хроническим риносинуситом

Введение

На сегодняшний день патология носа и околоносовых пазух имеет большое медико-социальное значение. Распространенность этих заболеваний существенно возросла: они составляют в среднем 12–43% от всей оториноларингологической (ЛОР) патологии, а ежегодная заболеваемость увеличивается на 1–2% [1]. Именно поэтому одна из ключевых задач здравоохранения — создание эффективной системы управления качеством медицинской помощи, включая оториноларингологическую [2, 3].

Несвоевременная диа­гностика и лечение ЛОР-заболеваний могут привести к серьезным осложнениям, которые затрагивают различные органы и системы организма, что значительно снижает показатели общего здоровья населения и приводит к росту инвалидизации. Наиболее распространенные ЛОР-заболевания — риносинуситы, для которых характерно воспаление слизистой оболочки носа и околоносовых пазух. Хронический риносинусит (ХРС) развивается при продолжительности заболевания более 12 нед. [4–6]. ХРС у детей является распространенным заболеванием, которое оказывает существенное влияние на их здоровье и качество жизни. Около 5% детей страдают той или иной формой синусита. Проблемы, связанные с ХРС, становятся все более актуальными для современных детей, организм которых подвергается воздействию различных факторов ( загрязнение окружающей среды, аллергены и изменение рациона питания). Это влияет не только на физическое здоровье, но и на обучение и социальное взаимодействие.

Структура специализированной оториноларингологической помощи в России

Специализированная помощь — один из наиболее сложно формализуемых видов медицинской деятельности [7]. Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.12.2012 № 905н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю “оториноларингология”»1, специализированная оториноларингологическая помощь — это профилактика, диа­гностика, лечение заболеваний и/или состояний уха, горла, носа, реабилитация пациентов [8].

Специализированная оториноларингологическая помощь доступна во всех условиях и видах медицинской деятельности, регламентированных Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»2. Документами, регламентирующими оказание медицинской помощи по профилю «оториноларингология» в РФ, являются [9]: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.12.2012 № 905н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю “оториноларингология”»1 и приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2017 № 612н «Об утверждении профессионального стандарта “Врач-оториноларинголог”»3.

Трехуровневая система организации оториноларингологической помощи в РФ включает: а) скорую медицинскую помощь; б) первичную медико-санитарную помощь взрослым и детям; в) специализированную, а также высокотехнологичную медицинскую помощь [10]. Также стоит отметить, что оказание оториноларингологической медицинской помощи включает два этапа: догоспитальный (амбулаторный) и госпитальный.

Хронический риносинусит в структуре ЛОР-патологий у детского населения

Однозначных данных о распространенности ХРС в литературе нет, так как она довольно сильно различается в зависимости от критериев диа­гностики, симптомов, результатов методов визуализации околоносовых пазух и их пункции [11]. Важно отметить тенденцию к «омоложению» данной патологии. Ранее было установлено, что пик первичной диа­гностики ХРС приходился на возраст 50–59 лет [12], однако, по данным 2015–2019 гг., возраст начала заболевания находится в диапазоне 18–46 лет [13].

Хронический риносинусит у детей и взрослых представляет собой длительное воспаление слизистой оболочки полости носа и придаточных пазух, которое продолжается более 12 нед. Многие дети страдают от повторяющихся вирусных инфекций верхних дыхательных путей. Это обусловлено анатомо-физиологическими особенностями их дыхательной и иммунной систем, а также психоэмоциональными нагрузками в период социализации. У детей дошкольного возраста (1–6 лет) осенью и зимой регистрируется до шести эпизодов респираторных инфекций, а у детей старшего возраста (6–12 лет) — до четырех.

В последнее время отмечается увеличение заболеваемости ХРС в разных странах, что свидетельствует о необходимости изменения методов диа­гностики, лечения и, главное, профилактики ХРС [8, 14]. Также следует подчеркнуть, что ХРС является заболеванием с высоким социально-экономическим бременем. Таким образом, разработка эффективных стратегий профилактики обострений ХРС для улучшения общего благополучия детского населения является важной задачей здравоохранения [15].

Влияние ХРС на качество жизни

Острые и хронические риносинуситы существенно снижают качество жизни больных разного возраста [16, 17], что является важной медико-социальной проблемой.

Е.В. Безрукова и соавт. [17] сравнили показатели качества жизни пациентов с различными ЛОР-заболеваниями с помощью валидированного неспе­ци­фического опросника. Оказалось, что наименьшие значения показателей были у пациентов с обострениями хронического гнойного риносинусита, хронического фарингита и ларингита. Это свидетельствует о том, что данные патологии важны не только с клинической точки зрения, но и с точки зрения качества жизни.

А.А. Мусаев и соавт. [18] провели исследование (n=120), в котором 27,5% пациентов с ХРС жаловались на постоянное затруднение носового дыхания, 18,3% — на периодические выделения из носа, 29,1% — на постоянные выделения из носа, 14,1% — на зуд в носу, приступы чихания и отек конъюнктивы, 10,8% — на головные боли разной интенсивности. Показатели качества жизни у пациентов с ХРС были достоверно ниже по сравнению с показателями контрольной группы из 20 пациентов (p<0,05). Значительные различия были обнаружены по всем шкалам опросника Medical Outcomes Study — Short Form. Особенно сильно пострадали физическое и эмоциональное функционирование, а также физическая активность.

Схожие результаты, свидетельствующие о снижении качества жизни у пациентов с ХРС, были получены в других исследованиях [19, 20], что подчеркивает важность профилактики обострений этого заболевания.

Организация медико-социальной помощи детям с ХРС

Профилактика заболеваний ЛОР-органов у детей, особенно с хроническим течением, является важной задачей для оториноларингологов в районных и городских поликлиниках. Диспансерное наблюдение играет ключевую роль в решении этой проблемы. Однако существующие нормативные документы, регулирующие динамическое наблюдение за пациентами с ХРС, требуют доработки.

В РФ оказание медицинской помощи детям с ХРС регламентирует приказ Министерства здравоохранения РФ от 24.12.2012 № 1395н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при хроническом синусите»4. Этот документ содержит основные принципы лечения и диа­гностики, а также экстренной и плановой амбулаторной помощи взрослому и детскому населению с ХРС. При этом единого документа, регулирующего оказание медико-социальной помощи детям с хроническими заболеваниями ЛОР-органов, не существует, хотя в области социальной педиатрии здоровье детей и подростков является приоритетным.

Подростковый возраст имеет особое значение в медицине благодаря его особенностям: социальным, морфологическим, физиологическим и психологическим [21]. У детей наблюдается значительный рост заболеваемости в категориях «школьных» болезней, которые напрямую зависят от их образа жизни.

Детская городская поликлиника — основное лечебно-профилактическое учреждение для детей с проблемами ЛОР-органов. Она должна обеспечивать сбор, обобщение и анализ данных о физическом, психическом и репродуктивном здоровье детей любого возраста. Это, в свою очередь, позволяет в дальнейшем определить основные направления профилактики и лечения заболеваний, а также основные задачи по защите детского здоровья на конкретной территории. Все это обосновывает предоставление медицинской и социальной помощи детям в стенах детской поликлиники.

Существует ряд документов, на основании которых медико-социальная помощь предоставляется в условиях детской поликлиники [22]: приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.05.2002 № 1765, приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.01.2007 № 56 «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники»6, приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 № 366н «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи»7 и приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 31.05.2002 № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации»8.

Министерство здравоохранения РФ в 2017 г. выпусти-ло методические рекомендации по созданию медико-социальной службы, опубликованные в письме от 25.05.2017 № 15-2/10/2-34619. В данных рекомендациях рассматриваются цели, задачи, функции персонала, общая структура и алгоритм работы отделений медико-социальной помощи в детских поликлиниках. Основная задача этой службы: сбор и распространение данных о медико-социальной поддержке детей, помощь медицинским учреждениям, их контроль и оценка качества работы, улучшение системы оказания помощи, подготовка отчетов о результатах анализа деятельности медицинских учреждений.

Профилактика обострений ХРС у детей

Большинство хронических заболеваний имеют общие факторы риска, поэтому профилактический подход позволяет снизить затраты и улучшить социально-экономическое положение. Один из ключевых аспектов профилактики обострений ХРС — предотвращение и своевременное лечение острых и рецидивирующих респираторных вирусных инфекций, которые часто становятся причиной обращения к врачу и госпитализации. Разработка эффективных стратегий профилактики обострений ХРС для улучшения здоровья детей — важная задача здравоохранения [15].

Профилактика заболеваний ЛОР-органов у детей, особенно с хроническим течением, — одна из основных задач оториноларингологов районных и городских поликлиник. В рамках профилактики обострений ХРС у детей акцент делается на снижении бактериальной нагрузки и улучшении мукоцилиарного клиренса, что уменьшает воспаление в носовой полости, улучшает дренаж и вентиляцию пазух [23]. Это достигается с помощью приема муколитиков, глюкокортикостероидов, проведения аденотомии, профилактики стоматологических осложнений и применения других методов в зависимости от этиологии основного заболевания.

Важную роль в профилактике ХРС у детей играет диспансерное наблюдение. Однако существующие документы, регулирующие динамическое наблюдение за пациентами с ХРС, нуждаются в доработке. Повышение осведомленности населения о различных патологиях в контексте амбулаторной медицинской помощи возможно через создание школ здоровья (ШЗ) — комплекса методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленных на повышение уровня знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и улучшению качества жизни [24, 25].

В 1991 г. Европейская комиссия, Совет Европы и Всемирная организация здравоохранения приняли решение о запуске проекта по созданию школ, способствующих укреплению здоровья. Этот проект был разработан и усовершенствован на Европейской конференции в Греции в 1997 г. [26]. ШЗ являются перспективным способом развития здоровых привычек, лечения хронических заболеваний и решения организационных вопросов [27].

Цель ШЗ — создание культуры заботы о здоровье и предотвращение болезней, принимая во внимание потенциальные и существующие риски. К задачам ШЗ относятся [28]:

повышение уровня информированности населения о состоянии своего здоровья, воздействии на него экологических и других факторов риска;

мотивация к ведению здорового образа жизни, предотвращение развития заболеваний, их осложнений и утраты трудоспособности;

развитие самоконтроля и освоение основ первой помощи;

формирование заботы о своем здоровье и осознание важности системы здравоохранения для его поддержания;

развитие здоровых привычек и применение методов сохранения здоровья, адаптированных под индивидуальные особенности организма;

оптимизация работы учреждений и медицинских работников первичного звена;

привлечение внимания различных компетентных организаций к методам сохранения и укрепления здоровья.

Обычно в ШЗ направляются пациенты для первичного цикла занятий и повторного поддерживающего цикла. Врач отбирает участников ШЗ, принимая во внимание их возраст, историю болезни, результаты обследований и анализов, наличие сопутствующих заболеваний. Циклы занятий в ШЗ включают 2–8 встреч по 0,5–1,5 ч каждая, которые проводятся в группах по 5–10 человек. Занятия состоят из лекций (20–30%), практических упражнений (30–50%), дискуссий и обсуждений интересующих вопросов (20–30%), при необходимости — индивидуальных консультаций (10%).

В ШЗ в обязательном порядке предоставляется необходимое медицинское и офисное оборудование, методические материалы и оргтехника в соответствии с утвержденным списком. Оценка эффективности мероприятий ШЗ проводится с использованием показателей результативности, одобренных Министерством здравоохранения и социального развития РФ [26] на основании результатов, достигнутых пациентами и их близкими.

Обучение пациентов в ШЗ включает следующие аспекты:

  • познавательный: способность воспринимать новую информацию, анализировать и синтезировать, развивать абстрактное мышление, правильно расставлять приоритеты;

  • эмоциональный: настроение пациента в условиях изменившейся жизни, зависящее от его личностных особенностей;

  • психомоторный: способность пациента осваивать новые умения с помощью физических и умственных усилий, психологическая и эмоциональная расположенность к обучению;

  • социально-психологический: личностные и интеллектуальные способности, умение оценивать ситуацию и свои возможности, выносливость и отношение к процессу обучения.

Основная цель обучения пациента в ШЗ — сохранение его здоровья и обеспечение максимально выского качества жизни. Поэтому преподавателю ШЗ необходимо разбираться в новых образовательных технологиях, уметь ставить задачи обучения и объяснять их так, чтобы было понятно пациенту и его родным. В процессе обучения следует учитывать последовательность, систематичность и глубину подачи материала в соответствии с возможностями и способностями обучающихся. Во время занятий пациенты должны активно участвовать в практической деятельности, что способствует быстрому формированию необходимых навыков, новых потребностей и интересов. План обучения разрабатывается вместе с пациентами с учетом их особенностей (возраст, заболевание) и оптимального времени для занятий.

Поскольку состояние здоровья во многом зависит от отношения к этому самих пациентов, их обучение должно рассматриваться как один из приоритетов системы здравоохранения. Врач во время занятий в ШЗ рассказывает пациентам об их болезни, объясняет, как ежедневное поведение влияет на здоровье, подчеркивает важность соблюдения рекомендаций и ведения здорового образа жизни для того, чтобы избегать обострений и осложнений. Пациенты и их окружение должны быть мотивированы изменить образ жизни, чтобы с помощью медицинских рекомендаций снизить риск возникновения и рецидивов заболеваний, а также их осложнений.

В свете вышеизложенного следует отметить, что ШЗ могут посещать пациенты разного возраста, включая детей, с различными хроническими заболеваниями в стадии ремиссии. Детям рекомендуется посещать занятия вместе с родителями. В ШЗ отсутствуют строгие обязательства для пациентов и их родственников, обучение проводится в мягкой форме и носит рекомендательный характер. Окончательное решение о стратегии лечения пациента принимает врач, обладающий глубокими знаниями об этиологии, патогенезе и методах лечения заболевания. В связи с наличием общих факторов риска у большинства хронических заболеваний профилактический подход может обеспечить социально-экономические выгоды за счет экономии ресурсов. Можно использовать устные и письменные методы пропаганды, а также групповые и индивидуальные занятия с пациентами. Активное внедрение здорового образа жизни в ШЗ способствует снижению общей заболеваемости и смертности [26].

В Европе ШЗ — это сеть образовательных учреждений, которые заботятся о здоровье детей, важная часть образовательной политики [29]. ШЗ помогают развивать, укреплять и сохранять физическое и моральное здоровье учеников. Они также обучают педагогов тому, как поддерживать здоровье учащихся.

В нашей стране ШЗ для детей относятся к государственной программе «Формирование здорового образа жизни в образовательных учреждениях», их создание направлено на обеспечение условий для поддержания и улучшения здоровья детей, что способствует профилактике обострений хронических заболеваний. Деятельность ШЗ регулируют следующие документы: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»10; приказ Министерства здравоохранения РФ от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» с изменениями и дополнениями от 12.07.2018, 16.04.201911; приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.07.2020 № 748н «О внесении изменений в порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях», утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.09.2015 № 683н12.

Заключение

Хронический риносинусит — распространенная проблема в педиатрической практике, существенно влияющая на здоровье и качество жизни детей. ХРС возникает при длительности заболевания более 12 нед. и может привести к серьезным осложнениям. Специализированная оториноларингологическая помощь имеет решающее значение для диа­гностики, лечения и реабилитации пациентов с ХРС.

Посещение ШЗ позволяет уменьшить количество обострений и госпитализаций, снизить частоту обращений за неотложной медицинской помощью, применять современные методы лечения с подтвержденной эффективностью, сократить нагрузку на медицинский персонал, повысить работоспособность и качество жизни пациентов. В ШЗ ученики осознают, что многие другие дети сталкиваются с такой же проблемой, а специалисты стремятся оказать им помощь. Самое важное — всех участников объединяет общая цель: предотвращать и облегчать тяжелые симптомы и осложнения, а также учиться контролировать свое заболевание. Именно поэтому необходимо создание ШЗ для детей с ХРС, суть которой будет заключаться в обучении детей распознавать симптомы и знать, какие действия предпринимать при первых признаках ухудшения состояния.


Сведения об авторах:

Дворникова Тамара Александровна — врач-оториноларинголог высшей категории, заведующая детским оториноларингологическим отделением ФГБУ «ЦКБ с поликлиникой»; 121359, Россия, г. Москва, ул. Маршала Тимошенко, д. 15; ORCID iD 0000-0001-7903-1587.

Александрова Оксана Юрьевна — д.м.н., профессор, заместитель директора по научной работе и образованию ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»; 105064, Россия, г. Москва, ул. Воронцово поле, д.12, стр. 1; ORCID iD 0000-0002-7246-4109.

Контактная информация: Дворникова Тамара Александровна, e-mail: dvornikova@bk.ru.

Прозрачность финансовой деятельности: никто из авторов не имеет финансовой заинтересованности в представленных материалах или методах.

Конфликт интересов отсутствует.

Статья поступила 06.05.2024.

Поступила после рецензирования 31.06.2024.

Принята в печать 26.06.2024.

About the authors:

Tamara A. Dvornikova — ENT-specialist of superior expert category, Head of the Pediatric ENT Department, Central Clinical Hospital with Outpatient Clinic; 15, Marshal Timoshenko str., Moscow, 121359, Russian Federation; ORCID iD 0000-0001-7903-1587.

Oksana Yu. Alexandrova — Dr. Sc. (Med.), Professor, Deputy Director for Research and Education, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health; 12, build. 1, Vorontsovo pole str., Moscow, 105064, Russian Federation; ORCID iD 0000-0002-7246-4109.

Contact information: Tamara A. Dvornikova, e-mail: dvornikova@bk.ru.

Financial Disclosure: no authors have a financial or property interest in any material or method mentioned.

There is no conflict of interest.

Received 06.05.2024.

Revised 31.06.2024.

Accepted 26.06.2024.



1Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.12.2012 № 905н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология». (Электронный ресурс.) URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/5535-prikaz-minzdrava-rossii-ot-12-noyabrya-2012-g-905n (дата обращения: 05.06.2024).

2Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». (Электронный ресурс.) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 05.06.2024).

3Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2017 № 612н «Об утверждении профессионального стандарта «врач-оториноларинголог». (Электронный ресурс.) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_227025/ (дата обращения: 05.06.2024).

4Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24.12.2012 № 1395н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при хроническом синусите». (Электронный ресурс.) URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/8985-prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-ot... (дата обращения: 05.06.2024).

5Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.05.2002 № 176. (Электронный ресурс.) URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&amp;documentId=9807 (дата обращения: 05.06.2024). 

6Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.01.2007 № 56 «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники». (Электронный ресурс.) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_66573/ (дата обращения: 05.06.2024). 

7Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 № 366н «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи». (Электронный ресурс.) URL: https://base.garant.ru/70183024/ (дата обращения: 05.06.2024).

8Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 31.05.2002 № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации». (Электронный ресурс.) URL: https://base.garant.ru/4178431/ (дата обращения: 05.06.2024).

9Письмо с методическими рекомендациями по созданию медико-социальной службы от 25.05.2017 № 15-2/10/2-3461. (Электронный ресурс.) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284542/ (дата обращения: 05.06.2024).

10Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака». (Электронный ресурс.) URL: https://base.garant.ru/12169847/ (дата обращения: 05.06.2024).

11Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» с изм. и доп. от: 12.07.2018, 16.04.2019. (Электронный ресурс.) URL: https://base.garant.ru/71805302/ (дата обращения: 05.06.2024).

12Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.07.2020 № 748н «О внесении изменений в порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях», утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.09.2015 № 683н. (Электронный ресурс.). URL: https://base.garant.ru/74541107/ (дата обращения: 05.06.2024).

 



1. Трифонова Н.Ю., Дубынина Е.И., Авксентьева М.Ю. Медико-организационные аспекты оценки качества работы врачей — оториноларингологов. Клинический опыт Двадцатки. 2014;2(22):63–66.Trifonova N.Y., Dubinina E.I., Avksenteva M.Y. Medical and organizational aspects of quality assessment the work of physicians — otorhinolaryngologists. Klinicheskiy opyt Dvadtsatki. 2014;2(22):63–66 (in Russ.).
2. Махмуди А. Совершенствование качества организации медицинской помощи, оказываемой ЛОР-врачами в амбулаторно-поликлинических учреждениях: автореф. дис. … канд. мед. наук. М.; 2015.Makhmudi A. Improving the quality of the organization of medical care provided by ENT doctors in outpatient clinics: thesis. M.; 2015 (in Russ.).
3. Бицаева А.В., Фомина А.В., Попадюк В.И. Оценка качества амбулаторной помощи больным с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух (по данным социологического опроса). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2013;3:49–54.Bitsayeva A.V., Fomina A.V., Popadyuk V.I. Assessment of the quality of outpatient care for patients with diseases of the nasal cavity and paranasal sinuses (according to a sociological survey). RUDN Journal of Medicine. 2013;3:49–54 (in Russ.).
4. Иванченко О.А., Лопатин А.С. Эпидемиология хронического риносинусита: результаты многоцентрового опроса взрослой популяции. Российская ринология. 2013;21(3):16–19.Ivanchenko O.A., Lopatin A.S. Epidemiology of chronic rhinosinusitis: a multicentre study in adults. Russian Rhinology. 2013;21(3):16–19 (in Russ.).
5. Плужников М.С., Лавренова Г.В., Катинас Е.Б. Основные принципы иммунокорригирующей терапии в оториноларингологии. Вестник оториноларингологии. 2008;4:7–12.Pluzhnikov M.S., Lavrenova G.V., Katinas Ye.B. Basic principles of immunocorrective therapy in otorhinolaryngology. Russian bulletin of otorhinolaryngology. 2008;4:7–12 (in Russ.).
6. Fokkens W., Lund V., Mullol J.; European Position Paper on Rhinosinusitis and Nasal Polyps group. European position paper on rhinosinusitis and nasal polyps 2007. Rhinol Suppl. 2007;20:1–136. PMID: 17844873.
7. Шеврыгин Б.В., Корчев Б.Н., Демина Е.Н. Врачебная тайна. Врачебные ошибки, опасности и осложнения в оториноларингологии и смежных специальностях. М.: Янус-К; 2000.Shevrygin B.V., Korchev B.N., Demina Ye.N. Medical secrecy. Medical errors, dangers and complications in otorhinolaryngology and related specialties. M.: Yanus-K; 2000 (in Russ.).
8. Янов Ю.К., Кривопалов А.А., Тузиков Н.А. и др. Оценка качества специализированной оториноларингологической помощи. Российская оториноларингология. 2019;18(1):103–115. DOI: 10.18692/1810-4800-2019-1-103-115.Yanov Yu.K., Krivopalov A.A., Tuzikov N.A. et al. The assessment of specialized otorhinolaryngological care quality. Russian Otorhinolaryngology. 2019;18(1):103–115 (in Russ.). DOI: 10.18692/1810-4800-2019-1-103-115.
9. Пискунов Г.З. Программа организации оториноларингологической помощи. Российская ринология. 2014;22(1):32–40.Piskunov G.Z. Program for organizing otorhinolaryngological care. Russian Rhinology. 2014;22(1):32–40 (in Russ.).
10. Кошель В.И., Иволга Т.И., Махлиновская Н.В. и др. Об организации медицинской помощи по профилю «Оториноларингология» и «Сурдология-оториноларингология» на территории Ставропольского края. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2012;4:48–52.Koshel' V.I., Ivolga T.I., Makhlinovskaya N.V. et al. On the organization of medical care in the profile "Otorhinolaryngology" and "Audiology-otorhinolaryngology" in the Stavropol Territory. Medical News Of The North Caucasus. 2012;4:48–52 (in Russ.).
11. Лопатин А.С., Варвянская А.В. Острый и хронический риносинусит: принципы терапии. Медицинский совет. 2014;3:24–27. DOI: 10.21518/2079-701X-2014-3-24-27.Lopatin А.S., Varvyanskaya A.V. Acute and chronic rhinosinusitis: principles of therapy. Meditsinskiy sovet. 2014;3:24–27 (in Russ.). DOI: 10.21518/2079-701X-2014-3-24-27.
12. Hadfield P.J., Rowe-Jones J.M., Mackay I.S. The prevalence of nasal polyps in adults with cystic fibrosis. Clin Otolaryngol. 2000;25(1):19–22. DOI: 10.1046/j.1365-2273.2000.00241.x.
13. Павлуш Д.Г., Гилифанов Е.А., Дюйзен И.В. и др. Анализ заболеваемости пациентов полипозным риносинуситом разных возрастных групп в приморском крае за период 2015–2019 гг. Российская оториноларингология. 2022;21(1):51–56. DOI: 10.18692/1810-4800-2022-1-51-56.Pavlush D.G., Gilifanov E.A., Dyuizen I.V. et al. Analysis of incidence of patients with polypous rhinosinusitis of different age groups in Primorsky Krai for period of 2015–2019. Russian Otorhinolaryngology. 2022;21(1):51–56 (in Russ.). DOI: 10.18692/1810-4800-2022-1-51-56.
14. Кривопалов А.А., Вахрушев С.Г. Система специализированной оториноларингологической помощи в Красноярском крае. Российская оториноларингология. 2013;4(65):50–54.Krivopalov A.A., Vahrushev S.G. The sistem of specialized otorhinolaryngological service in the Krasnoyarsk region. Russian Otorhinolaryngology. 2013;4(65):50–54 (in Russ.).
15. Хакимжонова А.С., Алимова Д.Д. Современные аспекты хронических риносинуситов у детей. Наука, образование и культура. 2024;1(67):69–72.Khakimzhonova A.S., Alimova D.D. Modern aspects of chronic rhinosinusitis in children. Science, Education and Culture. 2024;1(67):69–72 (in Russ.).
16. Пискунов Г.З., Пискунов С.З. Клиническая ринология. М.: Миклош; 2002.Piskunov G.Z., Piskunov S.Z. Clinical rhinology. M.: Miklosh; 2002 (in Russ.).
17. Безрукова Е.В., Григорьева Н.О. Оценка качества жизни пациентов с патологией ЛОР-органов. Российская оториноларингология. 2011;2(51):41–45.Bezrukova E.V., Grigorieva N.O. Evaluation of quality of life in patients with ent organs pathology. Russian Otorhinolaryngology. 2011;2(51):41–45 (in Russ.).
18. Мусаева А.А., Розиходжаевой Г. Влияние хронических риносинуситов на качество жизни пациентов. В кн.: Сбор. тезис. Республиканской научно-практ. конф. с междунар. участием «Актуальные вопросы офтальмологии». 2014:108. DOI: 10.13140/РГ.2.1.1723.1841.Musayeva A.A., Rozikhodzhayevoy G. The influence of chronic rhinosinusitis on the quality of life of patients. In: Collection of abstracts of the Republican scientific and practical conference with international participation "Current issues of ophthalmology". 2014:108 (in Russ.). DOI: 10.13140/РГ.2.1.1723.1841.
19. Мадаминова Н.Э., Нарбоев З.К., Улмасов А.О., Улмасов Б.Б. Оценка качества жизни у больных с хроническим риносинуситом. Новый день в медицине. 2020;4(32):438–440.Madaminova N.E., Narboev Z.K., Ulmasov A.O., Ulmasov B.B. Assessment of quality of life in patients with chronic rhinosinusitis. New Day in Medicine. 2020;4(32):438–440 (in Russ.).
20. Мороз И.Н.. Еременко М.А. Качество жизни пациентов с хроническим полипозным риносинуситом. В кн.: Фундаментальная наука в современной медицине 2019: матер. сател. дистан. научно-практ. конф. студентов и молодых ученых. Минск: БГМУ. 2019:217–222.Moroz I.N.. Yeremenko M.A. Quality of life of patients with chronic polyposis rhinosinusitis. In: Basic science in modern medicine 2019: materials of the satellite remote scientific and practical conference of students and young scientists. Minsk: BGMU. 2019:217–222 (in Russ.).
21. Аничкова И.В., Архипов В.В., Гембицкая Т.Е. Подростковая медицина: Руководство для врачей. Питер; 2006.Anichkova I.V., Arkhipov V.V., Gembitskaya T.Ye. Adolescent Medicine: A Guide for Physicians. Piter; 2006 (in Russ.).
22. Гайдук И.М., Баирова С.В., Полищук Т.В. и др. Организация медико-социальной помощи подросткам в современных условиях. Медицина и организация здравоохранения. 2021;6(3):84–95.Gaiduk I.M., Bairova S.V., Polishchuk T.V. et al. Organization of medical and social assistance to adolescents in modern conditions. Medicine and health care organization. 2021;6(3):84–95 (in Russ.).
23. Бойко Н.В., Статешная П.А., Гукасян Е.Л., Стагниев С.Д. Хронический риносинусит у детей. Российская ринология. 2021;29(3):161–166. DOI: 10.17116/rosrino202129031161.Boiko N.V., Stateshnaya P.A., Gukasyan E.L., Stagniev S.D. Chronic rhinosinusitis in children. Russian Rhinology. 2021;29(3):161–166 (in Russ.). DOI: 10.17116/rosrino202129031161.
24. Бакутов С.В., Волкова Н.Ю., Менлажиева Ю.С. Роль центров здоровья в профилактике неинфекционных заболеваний. Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2014;4(5):504.Bakutov S.V., Volkova N.Yu., Menlazhiyeva Yu.S. The role of health centers in the prevention of non-communicable diseases. Bulletin of Medical Internet Conferences. 2014;4(5):504 (in Russ.).
25. Пономарев Д.С. Совершенствование деятельности школ здоровья для больных сердечной недостаточностью с целью улучшения качества их жизни: дис. … канд. мед. наук. Тамбов; 2022.Ponomarev D.S. Improving the activities of health schools for patients with heart failure in order to improve their quality of life: thesis. Tambov; 2022 (in Russ.).
26. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2009.Lisitsyn Yu.P. Public health and healthcare. M.: GEOTAR-Media; 2009 (in Russ.).
27. Заворотний О.О., Алексеенкова Е.Н., Ахметгареева А.Р. Школа здоровья как реальная возможность укрепления здоровья населения и профилактики хронических заболеваний. Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2015;10(1):288–292.Zavorotniy O.O., Alekseenkova E.N., Akhmetgareeva A.R. Health education as a an opportunity to improve health and to prevent chronic diseases. Zdorov'ye — osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya. 2015;10(1):288–292 (in Russ.).
28. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. СПб.: Петрополис; 2000.Yur'yev V.K., Kutsenko G.I. Public health and healthcare. SPb.: Petropolis; 2000 (in Russ.).
29. Голубков Г.В., Довженко А.Ю. Школа здоровья как технология интеграции воспитывающей среды, учебного процесса и оздоровлениядетей. В кн.: Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики. М.: МПГУ. 2018:240–249.Golubkov G.V., Dovzhenko A.Yu. Health school as a technology for integrating the educational environment, educational process and children's health. In: Models for creating a nurturing environment in educational organizations, organizations for children's recreation and their health: science, technology, practices. M.: MPGU. 2018:240–249 (in Russ.).
Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше