28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Оптимизация терапии дефицитных состояний и астении в практике педиатра
string(5) "81708"
1
ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, Москва, Россия
2
ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, Москва, Россия
3
ГБУЗ «Детская городская клиническая больница святого Владимира ДЗМ», г. Москва, Россия

В последние десятилетия медиками различных специальностей широко обсуждается роль дефицитных состояний, в том числе дефицита различных микронутриентов, как причины широкого спектра заболеваний. Особое внимание уделяется холину. Холин необходим для правильного функционирования печени, мышц и мозга, метаболизма липидов и поддержания фосфолипидного состава мембран всех видов клеток. Недостаточное содержание холина в рационе может влиять на когнитивные способности, приводить к снижению памяти у ребенка, повышать риск кардиоваскулярных и метаболических нарушений. По данным разных исследований, астения различной степени выраженности выявляется у 12–50 % детей, наиболее часто в дошкольном и школьном возрасте. К симптомам астении относят слабость, утомляемость, нарушения сна, повышенную раздражительность, мышечные и головные боли и некоторые другие симптомы. Постинфекционная астения после перенесенного острого респираторного заболевания и новой коронавирусной инфекции (постковидный синдром), а также астения вследствие режима многозадачности у школьников являются актуальной проблемой в педиатрической практике. Астения ухудшает состояние здоровья и нарушает социальную адаптацию. Применение комплексной холинсодержащей биологически активной добавки «Кидз (Kidz) сироп с холином» приводит к уменьшению симптомов астении, повышению устойчивости к психоэмоциональным переживаниям, улучшению когнитивных функций, возможности справляться с повышенными умственными нагрузками.

Ключевые слова: дефицит, холин, астения, Кидз (Kidz) сироп с холином

Optimization of therapy for deficiency conditions and asthenia in pediatric practice

Evelina E. Lokshina1, Tatiana. I. Rychkova1, Natalia K. Shumeiko1, Irina I. Khmelkova2

1. FSBEI HE "ROSUNIMED" OF MOH OF RUSSIA; 4, Dolgorukovskaya St., Moscow, 127006, Russia

2. Children’s State Hospital of St Vladimir; 1/3, Rubtsovsko-Dvortsovaya St., Moscow, 107014, Russia

In recent decades, specialists have widely discussed the role of deficiency conditions, including deficiency of various micronutrients, as the cause of a wide range of diseases. Particular attention is paid to choline. Choline is necessary for the proper functioning of the liver, muscles and brain, lipid metabolism and maintenance of the phospholipid composition of membranes of all types of cells. Insufficient choline content in the diet can affect cognitive abilities, lead to memory loss in a child, and increase the risk of cardiovascular and metabolic disorders. According to various studies, asthenia of varying severity is detected in 12-50% of children, most often in preschool and school age. Symptoms of asthenia include weakness, fatigue, sleep disturbances, increased irritability, muscle and headaches and some other symptoms. Post-infectious asthenia after acute respiratory disease and new coronavirus infection (post-covid syndrome), as well as asthenia due to multitasking in schoolchildren are a pressing problem in pediatric practice. Asthenia worsens health and disrupts social adaptation. The use of the complex choline-containing dietary supplement Kidz (Kidz) syrup with choline leads to a decrease in asthenia symptoms, increased resistance to psychoemotional experiences, improved cognitive functions, and the ability to cope with increased mental stress.

Key words: deficiency, choline, asthenia, Kidz choline syrup

Оптимизация терапии дефицитных состояний и астении в практике педиатра

В последние десятилетия медиками различных специальностей широко обсуждается роль дефицитных состояний как причины широкого спектра заболеваний. Врачи хорошо знают о таких распространенных дефицитных состояниях, как дефицит витамина K, D, фолиевой кислоты и железа, другие же дефицитные состояния могут оставаться невыявленными. Не хватает настороженности врачей в отношении дефицита других микронутриентов, понимания важности их в формировании здоровья наблюдаемых пациентов.

К микронутриентам относят пищевые вещества (витамины, минеральные вещества и микроэлементы), которые содержатся в пище в очень малых количествах. Они не являются источниками энергии, но участвуют в усвоении пищи, регуляции функций, осуществлении процессов роста, адаптации и развития организма.

По химическому составу среди микронутриентов выделяют:

- жирорастворимые витамины: витамин А, витамин D, витамин Е, витамин К;

- жирорастворимые витаминоподобные вещества: витамин F, кофермент Q (убихинон, коэнзим Q);

- водорастворимые витамины: витамин В1, витамин В2, витамин В3, витамин В5, витамин В6, витамин В9(фолиевая кислота), витамин В12, витамин С;

- водорастворимые витаминоподобные вещества: витамин В4 (холин), витамин В8, витамин В13, витамин В15, витамин Вт (карнитин), витамин Н, витамин N, витамин Р, витамин U.

Незаменимые пищевые вещества не образуются в организме человека и должны поступать с пищей или дополнительно для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Дефицит микронутриентов в питании может приводить к развитию разных патологических состояний [1].

Так, в недавних исследованиях наши коллеги акушеры-гинекологи обращают внимание на то, что дефицит микронутриентов у беременных женщин (таких как фолиевая кислота, витамин B1, B6, B12, холин и другие) может приводить к преждевременным родам, формированию грубых пороков развития, рождению детей с малой массой тела и другим негативным эффектам.

В последнее время действительно особое внимание уделяется такому микронутриенту, как холин, так как холин – недостаточно потребляемый и существенно недооцененный микронутриент, влияющий на многие процессы в организме ребенка.

Холин относится к водорастворимым витаминоподобным биологически активным веществам, входит в состав лецитинов и сфингомиелинов, является биосинтетическим предшественником ацетилхолина.

Холин проникает через гематоэнцефалический барьер через специфические транспортеры и хранится в структуре мембранных фосфолипидов головного мозга, такие особенности фармакокинетики делают его нейротропным метаболитом [2].

В ходе метаболизма холина образуется бетаин, который участвует в образовании метионина через метилирование гомоцистеина. При этом гомоцистеин – это аминокислота с цито- и нейротоксичным эффектом. При нехватке холина образуется недостаточное количество бетаина, что приводит к недостатку метионина и увеличению гомоцистеина [3, 4].

Микронутриент холин необходим для правильного функционирования печени, мышц и мозга, метаболизма липидов и поддержания фосфолипидного состава мембран всех видов клеток. Холин крайне необходим для закрытия нервной трубки на ранних сроках беременности [5]. Недостаточное содержание холина в рационе беременной на поздних сроках связано со значительными и необратимыми изменениями функции гиппокампа, включая ухудшение долговременной потенциации синапсов, снижение памяти и других когнитивных способностей [6]. Высокие уровни холина, циркулирующего в организме новорожденного, необходимы для развития всех тканей, особенно головного мозга и печени [7]. Холин относится к микронутриентам, последствия недостаточности которых пролонгируются на всю жизнь [8].

Выделяют группы высокого риска по дефициту холина: беременные и кормящие женщины, дети в критические периоды роста, спортсмены, вегетарианцы и люди, находящиеся на строгих диетах. Для правильного формирования рациона необходимо оценить наличие холина в потребляемых продуктах и знать его суточную потребность [9].

Холин может синтезироваться в печени, однако эндогенного холина может быть недостаточно. Поэтому дополнительное количество холина необходимо получать из пищевых продуктов или с помощью сапплементации. Холин присутствует в продуктах животного (желток яйца, мясо, печень, молоко) и некоторых – растительного происхождения (соя, бобовые, орехи, капуста).

Считается, что суточная норма холина в возрасте до 6 месяцев составляет 60–70 мг, от 4 до 6 лет – 100–200 мг (верхний предел у детей до 14 лет – 1000–2000 мг в сут), от 7 до 18 лет – от 200 до 500 мг (верхний предел у детей старше 14 лет и взрослых – 3000–3500 мг в сут), у взрослых – в среднем 550 мг для мужчин и 425 мг для женщин старше 18 лет [9, 10, 11].

Наиболее хорошо изучено влияние холина на снижение риска формирования дефекта нервной трубки (ДНТ) и других врожденных пороков нервной системы. Так, в многоцентровом исследовании «случай-контроль» на большой выборке наблюдаемых (2831 здоровый ребенок и 164 ребенка с ДНТ) было продемонстрировано, что у женщин, которые принимали ежедневно ≥400 мг фолатов с пищей и витаминно-минеральными комплексами (ВМК), риск рождения ребенка с ДНТ снижен в 2 раза при дополнительном потреблении холина и других витаминов групп В. Недостаточный прием холина, рибофлавина, витаминов группы А, железа, цинка и меди во время беременности увеличивает риск преждевременных родов на 30–50 % [12].

Недавно проведенный метаанализ, в который было включено 7 исследований «случай-контроль» (4439 здоровых детей и 1131 ребенок с ДНТ), показал, что низкое потребление холина в 1-м триместре беременности связано с повышением риска ДНТ у ребенка на 36 % (ОШ 1,36; 95 % ДИ 1,11–1,67). Употребление же более высоких доз холина (550–1000 мг в сутки) во 2-й половине беременности и в раннем послеродовом периоде и/или ежедневный прием ребенком холина в дозе 513–625 мг были безопасны и оказывали позитивное влияние на когнитивные функции ребенка (память, внимание и зрительно-пространственное обучение) [13, 14].

Холин также влияет на обмен жиров, способствуя их утилизации. И поэтому при дефиците холина в организме повышается масса тела, развивается гепатоз, повышается уровень холестерина в крови. Все это признаки дефицита холина в питании. Лецитины (эфиры холина) играют важную роль в защите сосудов от атеросклероза, а значит, от ишемической болезни сердца, инфарктов, инсультов и других болезней сосудов. Кроме того, холин защищает от гепатита и цирроза печени [15].

В практике врач-педиатр ежедневно сталкивается не только с дефицитными состояниями, но и с инфекционными заболеваниями. При этом у некоторых детей (у 15–45 %) после перенесенной острой респираторной инфекции могут наблюдаться явления так называемой постинфекционной астении [16, 17, 18]. Первые симптомы и жалобы на физическую утомляемость могут появиться через 1–2 недели после перенесенной болезни и сохраняться в течение 1–2 месяцев. К основным жалобам у таких пациентов относят слабость, усталость, которые усиливаются при физических нагрузках, эмоциональную лабильность, нарушения сна, трудности с концентрацией внимания, снижение аппетита, потливость, ощущение перебоев в сердце и нехватки воздуха, снижение порога переносимости различных раздражителей и другие [19].

На фоне пандемии COVID-19 снова возрос интерес к проблеме постинфекционного синдрома уже после перенесенной новой коронавирусной инфекции (постковидный синдром), его особенностей у детей разного возраста, в том числе у тех, кто перенес COVID-19 бессимптомно или в легкой форме. Постковидный синдром существенно снижал качество жизни большинства пациентов. При этом клиническими проявлениями постковидного синдрома могут быть различные сочетания соматических, астенических, психоэмоциональных и когнитивных расстройств.

Так, совместно с коллегами из 9 регионов России было проведено ретроспективное мультицентровое одномоментное исследование. В исследование были включены 565 детей через 7,6±0,17 мес после перенесенного COVID-19, которые с ноября 2022 по май 2023 г. находились на амбулаторном или стационарном наблюдении. Всем пациентам проводили анкетирование, оценивали по следующим группам клинических симптомов/синдромов: астения, респираторные нарушения, желудочно-кишечные расстройства, нейрокогнитивные нарушения, поражение кожи/придатков, нарушения обоняния/вкуса, вегетативная дисфункция, тревожность. Средний возраст наблюдаемых составил 9,0±0,25 года. Во время острого периода новой коронавирусной инфекции наиболее часто выявлялись астенический синдром, респираторные нарушения, нейрокогнитивные расстройства, симптомы тревоги, нарушения обоняния/вкуса, проявления вегетативной дисфункции, желудочно-кишечные расстройства и поражение кожи/придатков. Как показало исследование, через 3 месяца и более после перенесенной COVID-19 астенический синдром, нейрокогнитивные расстройства и респираторные нарушения сохранялись у почти половины наблюдаемых детей (53,1, 49,0 и 47,8 % соответственно), в 42,5 % случаев была выявлена тревожность, у более 1/5 детей – вегетативная дисфункция, нарушения обоняния/вкуса и желудочно-кишечные расстройства, у 14,3 % – поражения кожи/придатков. Даже спустя 3 месяца после перенесенной новой коронавирусной инфекции более 1/2 пациентов сообщали о нарушении функциональности, у большинства детей сохранялись множественные жалобы, что существенно нарушало их качество жизни. Риск развития различных проявлений постковидного синдрома повышался при наличии сопутствующей патологии. Таким образом, в ходе исследования было установлено, что постковидный синдром развивался у пациентов не только со среднетяжелым и тяжелым течением острого COVID-19, но и с легким. Наличие сопутствующей патологии (аллергических, неврологических заболеваний, ЛОР-патологии) статистически значимо увеличивало шанс развития постковидного синдрома [20]. Наличие клинических проявлений постинфекционного астенического синдрома обоснованно диктует необходимость адекватной помощи таким пациентам, им нужно проводить комплексное лечение с применением средств медикаментозной и немедикаментозной терапии.

С началом осени помимо ожидаемого подъема респираторной заболеваемости врачи-педиатры, наблюдающие детей дошкольного и школьного возраста, сталкиваются с жалобами на повышенную утомляемость, проявления астении. Это связано с так называемым стрессом ограничения времени и многозадачностью. И, действительно, в последние десятилетия нагрузка на школьников выросла более чем в два раза, в том числе за счет увеличения объема домашнего задания, кроме того, дети посещают большое количество кружков, спортивные секции, музыкальную и художественную школу, дополнительно – факультативные занятия. На отдых времени в таком напряженном графике не остается, некоторые дети остаются вовсе без выходных, а если они есть, то большую их часть посвящают подготовке к следующим занятиям, и в таком режиме живут от каникул до каникул. Все это не может не сказываться на состоянии их здоровья. Не забываем также и о психологическом давлении со стороны родителей и учителей, завышенных ожиданий в отношении оценок и результатов. Таким образом, к концу учебной недели, четверти и года существенно ухудшается работоспособность детей, их способность к восприятию и усвоению материала, появляются симптомы астении. В то же время повсеместно отмечается довольно низкий уровень физической активности, дети чаще общаются со сверстниками через гаджеты, нежели на улице в игре оффлайн.

На повышенную утомляемость, снижение работоспособности, усвояемости материала в конце зимнего – начале весеннего периода жалуется до 40 % населения разного возраста, в том числе дети.

Дошкольники также помимо детского сада имеют много дополнительных активностей в виде кружков, подготовительных занятий к школе, и не все способны справиться с такой нагрузкой в процессе еще продолжающегося становления центральной и вегетативной нервной системы.

Кроме того, у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте еще не до конца развиты механизмы саморегуляции и компенсации, что может приводить к проблемам адаптации в детском саду или школе. Такая постоянная перегрузка может приводить к рекуррентным респираторным заболеваниям, так как снижаются адаптационные возможности организма, в том числе и иммунной системы, и мы уже наблюдаем такого ребенка в диспансерной группе часто и длительно болеющих детей.

Начинать борьбу с астенией необходимо с выявления причины, которая привела к развитию данной симптоматики. Пациентам рекомендовано ведение здорового образа жизни, анализ питания на предмет дефицита разных микронутриентов, в том числе холина. Питание должно быть с высоким содержанием белка, сбалансировано по минералам, витаминам, ограничено по жирам и углеводам, соответствовать возрасту. Рекомендовано соблюдение режима дня, в том числе нормализация ритма сна и бодрствования, что способствует увеличению работоспособности, активности и позитивному настроению. Необходимо минимизировать время просмотра телевизора, нахождения в интернете, использования гаджетов. В ежедневном режиме нужно осуществлять прогулки на свежем воздухе (не менее 2 часов в день), дозированные физические нагрузки.

Пациентам с постинфекционной астенией и нарушением адаптации в детском саду или школе рекомендован комплексный подход, в том числе здоровое питание, нормализация сна и отдыха, рациональная терапия, направленная на устранение энергодефицита и гипоксии, церебропротекция и улучшение метаболизма [16].

Для того чтобы справиться с астенией и дефицитными состояниями, можно назначить препараты, помогающие организму своевременно восстановить процессы энергообразования, скорректировать метаболические нарушения, а также повышающие умственную работоспособность. К таким средствам можно отнести комбинированную холинсодержащую биологически активную добавку «Кидз (Kidz) сироп с холином».

В 5 мл «Кидз (Kidz) сироп с холином» содержится: холина 90 мг, экстракта цветков лаванды 200 мг, L-карнитина 50 мг, коэнзима Q10 7,5 мг. Данная комбинация разработана специально для детей старше 3 лет, имеет приятный вкус, удобную для приема и дозирования форму в виде стиков.

«Кидз (Kidz) сироп с холином» обладает хорошей эффективностью благодаря комбинации отдельных компонентов.

L-карнитин улучшает питание клеток мозга, способствует устойчивости организма к физическим, умственным и эмоциональным нагрузкам. Его недостаток может возникать при несбалансированном питании, на фоне воспалительных процессов, при наследственных нарушениях обменных процессов [21, 22].

Холин и его метаболиты необходимы для обеспечения многих физиологических процессов в организме. Холин необходим для питания и работы мозга, способствует улучшению кратковременной памяти, нормализует функционирование нервной системы, предохраняет от разрушения миелиновую оболочку нервных волокон [23]. При сочетанном применении с L-карнитином повышает работоспособность. При недостатке холина появляются усталость, слабость, раздражительность. Недостаток холина в питании беременных и детей до 5 лет может негативно повлиять на интеллектуальные способности ребенка [24].

Коэнзим Q10 – участвует в выработке энергии, повышает работоспособность, уменьшает утомляемость, повышает устойчивость к психоэмоциональным нагрузкам [25, 26].

Цветы лаванды оказывают успокаивающее действие, способствуют нормализации сна, улучшению циркуляции крови, активизации обменных процессов [27].

Результаты недавнего клинического исследования, проведенного под руководством профессора Д.Д. Панкова, продемонстрировали высокую эффективность и хорошую переносимость «Кидз (Kidz) сироп с холином» у школьников 7–14 лет с симптомами астении. Так, «Кидз (Kidz) сироп с холином» способствует снижению астении, повышению устойчивости к психоэмоциональным переживаниям, улучшению концентрации внимания и памяти, помогает справиться с повышенными умственными нагрузками [28].

Таким образом, дефицитные состояния и астения в практике педиатра остаются актуальной проблемой, для решения которой необходим комплексный подход, прежде всего восполнение дефицитных микронутриентов с помощью питания и дотация с помощью специальных препаратов, формирование здорового образа жизни, соблюдение режима дня, здоровый сон, дозированные физические нагрузки, рациональная терапия – в том числе с помощью комбинированных средств, таких как «Кидз (Kidz) сироп с холином».



 

Сведения об авторах:

Локшина Эвелина Эдуардовна, к.м.н., профессор кафедры педиатрии, ФГБОУ ВО «Российский университет медицины»; 127006, Россия, г. Москва, ул. Долгоруковская, 4; https://orcid.org/0000-0001-6006-7846; elokshina@yandex.ru (автор для связи).

Рычкова Татьяна Ивановна, к.м.н., доцент кафедры педиатрии, ФГБОУ ВО «Российский университет медицины»; 127006, Россия, г. Москва, ул. Долгоруковская, 4; https://orcid.org/0000-0002-9163-2390tatrychkova61@yandex.ru.

Шумейко Наталья Константиновна, к.м.н., доцент кафедры педиатрии, ФГБОУ ВО «Российский университет медицины»; 127006, Россия, г. Москва, ул. Долгоруковская, 4; , https://orcid.org/0000-0001-5115-6185shumnatalia@yandex.ru.

Хмелькова И.И., врач-педиатр 1 педиатрического отделения, Детская городская клиническая больница святого Владимира; 107014, Россия, Москва, ул. Рубцовско-Дворцовая, д. 1/3; https://orcid.org/0000-0001-8468-3192ira-khmelkova@yandex.ru.

1. Почкайло А.С., Ненартович И.А., Галашевская А.А. Медицинская профилактика, диагностика и лечение дефицитных состояний в педиатрии. Минск : БелМАПО, 2021.[ Pochkaylo A.S., Nenartovich I.A., Galashevskaya A.A. Medical prevention, diagnostics and treatment of deficiency states in pediatrics. Minsk: BelMAPO, 2021. (in Russ.)].
2. Geldenhuys W.J., Allen D.D. The blood-brain barrier choline transporter. Cent Nerv Syst Agents Med Chem. 2012;12(2):95–9.
3. Наумов А.В. Роль нарушений процессов метилирования и обмена метионина в патогенезе заболеваний человека. Журнал ГрГМУ. 2007;1(1):4-7.[ .Naumov A.V. The role of disturbances in methylation processes and methionine metabolism in the pathogenesis of human diseases. Journal of GrSMU. 2007;1(1):4-7. (in Russ.)].
4. Наумов А.В., Данильчик И.В., Сарана Ю.В. Три пути реметилирования гомоцистеина. Журнал ГрГМУ. 2016;2(54):27-2.[ Naumov A.V., Danilchik I.V., Sarana Yu.V. Three pathways of homocysteine remethylation. Journal of GrSMU. 2016;2(54):27-2. (in Russ.)].
5. Громова О.А., Торшин И.Ю., Тетруашвили Н.К. Новые подходы к нутрициальному сопровождению беременности: фокус на холин. Акушерство и гинекология: новости, мнения, обучение. 2023; 11 (4): 60-75. [Gromova O.A., Torshin I.Yu., Tetruashvili N.K. New approaches to nutritional support of pregnancy: focus on choline. Obstetrics and Gynecology: news, opinions, training. 2023; 11 (4): 60-75. (in Russ.)].
6. Meck W.H., Williams C.L. Choline supplementation during prenatal development reduces proactive interference in spatial memory. Brain Res. Dev. Brain Res. 1999; 118 (1-2): 51-59.
7. Zeisel S.H., Niculescu M.D. Perinatal choline influences brain structure and function. Nutr. Rev. 2006; 64 (4): 197-203.
8. Wallace TC, Blusztajn JK, Caudill MA et al. Choline: The Neurocognitive Essential Nutrient of Interest to Obstetricians and Gynecologists. J Diet Suppl. 2020;17(6):733-752.
9. Захарова И.Н., Бережная И.В., Сгибнева А.И. Дефицит холина в организме, клинические проявления и отдаленные последствия. Педиатрия. Consilium Medicum. 2022;1:66–71. [Zakharova I.N., Berezhnaya I.V., Sgibneva A.I. Choline deficiency in the body, clinical manifestations and long-term consequences. Pediatrics. Consilium Medicum. 2022;1:66–71. (in Russ.)].
10. Caudill M.A. Pre- and postnatal health: evidence of increased choline needs. J Am Diet Assoc. 2010;110(8):1198–206.
11. МР 2.3.1.2432-08 о нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации от 18.12.2008 [MR 2.3.1.2432-08 on the norms of physiological needs for energy and nutrients for various groups of the population of the Russian Federation dated 12/18/2008 (in Russ)].
12.Moghadam ARE, Moghadam MT, Hemadi M, Saki G. Oocyte quality and aging.
JBRA Assist Reprod. 2022;26(1):105-122.
13. Pogorelov AG, Makarova NP, Kalinina EA et al. Laser Microtomography for IVF Oocyte of Human. Dokl Biochem Biophys. 2021;498(1):190-192
14. Громова О.А., Торшин И.Ю., Иловайская И.А. Ооциты и холин-содержащие микронутриентные комплексы. Систематический анализ фармакологических эффектов. Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. 2024; 23(2): 61–72. [Gromova O.A., Torshin I.Yu., Ilovaiskaya I.A. Oocytes and choline-containing micronutrient complexes. Systematic analysis of pharmacological effects. Issues of gynecology, obstetrics and perinatology. 2024; 23(2): 61–72. (in Russ)].
15. Такой важный полувитамин. Что такое холин и почему он необходим человеку? (Электронный ресурс) URL: https://www.59fbuz.ru/press-center/news/takoy-vazhnyy-poluvitamin-chto-takoe-kholin-i-pochemu-on-neo.... (дата обращения: 15.09.2024). [Such an important semi-vitamin. What is choline and why is it necessary for humans? (Electronic resource). URL: https://www.59fbuz.ru/press-center/news/takoy-vazhnyy-poluvitamin-chto-takoe-kholin-i-pochemu-on-neo... (access date: 09.15.2024) (in Russ.)].
16. Немкова С.А. Современные принципы лечения постинфекционных астени-
ческих состояний у детей. РМЖ. 2016;6:368-72 [Nemkova S.A. Modern principles of treatment of post-infectious asthenic conditions in children. RMJ. 2016;6:368-72
(in Russ)].
17. Дюкова Г.М. Астенический синдром: проблемы диагностики и терапии. Эффективная фармакотерапия. 2012;1:40-5 [Dyukova G.M. Asthenic syndrome: problems of diagnostics and therapy. Effective pharmacotherapy. 2012;1:40-5 (in Russ)].
18. Щедеркина И.О., Овсянников Д.Ю., Глазырина А.А., и др. Астенический синдром у детей и подростков: выбор терапии. Нервные болезни. 2021;2:20‑8
[Shchederkina IO, Ovsyannikov DYu, Glazyrina AA. et al. Asthenic Syndrome in
Children and Adolescents: Choice of Treatment. Nervnye bolezni. 2021;2:20-8 (in Russ)].
19. Локшина Э.Э., Савицкая Н.А., Хмелькова И.И. Астения у детей. Новые возможности педиатра. Педиатрия. Consilium Medicum. 2023;3:122–126.[ Lokshina EE, Savitskaya NA, Khmelkova II. Asthenia in children: What's new for a pediatrician. A review. Pediatrics. Consilium Medicum. 2023;3:122–126. (in Russ)].
20. Царькова С.А., Зайцева О.В., Локшина Э.Э. и др. Постковидный синдром у детей: результаты ретроспективного мультицентрового одномоментного исследования. Педиатрия. Consilium Medicum. 2024;1:55–63. [Tsarkova S.A., Zaitseva O.V., Lokshina E.E., et al. Post-COVID syndrome in children: results of a retrospective multicenter cross-sectional study. Pediatrics. Consilium Medicum. 2024;1:55–63. (in Russ)].
21. Балыкова Л.А., Солдатов О.М., Ивянский Л.А., Ферапонтова О.В. Обоснование использования L-карнитина в спортивной медицине. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2010;55(5):90-7 [Balykova LA, Soldatov OM, Ivyansky LA, Ferapontova OV. Rationale for the use of L-carnitine in sports medicine. Ros Vestn Perinatol Pediat. 2010;55(5):90-7 (in Russ)].
22. Балыкова Л.А., Ивянский С.А., Самошкина Е.С. и др. Стимуляторы работоспособности в спортивной медицине: многообразие выбора и влияния на здоровье. Педиатрия. Приложение к журналу Consilium Medicum. 2017;4:78‑83 [Balykova LA, Ivyanskiy SA, Samoshkina ES et al. The banned drugs in sport and cardiovascular system. Pediatrics (Suppl. Consilium Medicum). 2017;4:78-83 (in Russ)].
23. Шавловская О.А. Опыт применения препарата Церетон® (холин альфосцерат) в клинической практике. РМЖ. 2011;9:557-61 [Shavlovskaya O.A. Experience of using the drug Cereton® (choline alfoscerate) in clinical practice. RMJ. 2011;9:557-61 (in Russ)].
24. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, 2019 г. Витамины группы В. Часть 3. (Электронный ресурс). URL:: https://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/press-centr/186-press-centr/9228-vitaminy-gruppy-v-chast-3. (дата обращения: 25.09.2024). [Office of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Wellbeing for the City of Moscow, 2019. Vitamins of group B. Part 3. (Electronic resource). URL: https://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/press-centr/186-press-centr/9228-vitaminy-gruppy-v-chast-3. (access date: 09.15.2024) (in Russ.)].
25. Glover EI, Martin J, Maher A, et al. A randomized trial of coenzyme Q10 in mitochondrial disorders. Muscle Nerve. 2010;42(5):739-48.
26. Wagner AE, Ernst IM, Birringer M, et al. A combination of lipoic acid plus coenzyme Q10 induces PGC1α, a master switch of energy metabolism, improves stress response, and increases cellular glutathione levels in cultured C2C12 skeletal muscle cells. Oxid Med Cell Longev. 2012;2012:835970.
27. Палий А.Е., Работягов В.Д. Биологически активные вещества Lavandula intermedia Emeric ex Loisel (Lamiaceae). Фармация и фармакология. 2016;4(1(14)):46-54 [Paliy A.E., Rabotyagov V.D. Biologically active substances of Lavandula intermedia Emeric ex Loisel (Lamiaceae). Pharmacy and pharmacology. 2016;4(1(14)):46-54(in Russ)].
28. Панков Д.Д., Панкова Т.Б., Ковригина Е.С. Ключникова И.В. Диагностика астенического синдрома у школьников и методы его коррекции. РМЖ. Медицинское обозрение. 2019;1:1-7 [Pankov D.D., Pankova T.B., Kovrigina E.S. Klyuchnikova I.V. Diagnostics of asthenic syndrome in schoolchildren and methods of its correction. RMJ. Medical Review. 2019;1:1-7 (in Russ)].
Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше