28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Фармакоэкономические аспекты лечения хронического обструктивного бронхита
string(5) "18270"
1
ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, Екатеринбург, Россия
2
УНИИФ — филиал ФГБУ «НМИЦ ФПИ» Минздрава России, Екатеринбург, Россия
3
ООО МО «Новая больница», Екатеринбург, Россия
4
ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Москва
Для цитирования: Лещенко И.В., Лившиц В.Р., Романовских А.Г., Спиридонова К.М. Фармакоэкономические аспекты лечения хронического обструктивного бронхита. РМЖ. 2001;12:509.

Уральская государственная медицинская академия Минздрава РФ

Медицинское объединение "Новая больница", Екатеринбург


Согласно прогнозам, примерно через 20 лет смертность от хронических обструктивных болезней легких (ХОБЛ) достигнет третьего места среди всех болезней [1, 2]. ХОБЛ объединяют группу хронических болезней дыхательной системы: хронический обструктивный бронхит (ХОБ), эмфизему легких, бронхиальную астму (БА) тяжелого течения [2].

ХОБЛ наносят значительный экономический ущерб, связанный с утратой трудоспособности наиболее активной части населения. Экономические расходы на 1 больного ХОБ в 3 раза выше, чем при БА [3]. Немногочисленные сообщения о прямых медицинских расходах при ХОБ свидетельствуют о том, что более 80% материальных средств приходится на стационарную помощь больным и менее 20% – на амбулаторную [4]. При обострении ХОБ доля затрат на лечение увеличивается пропорционально тяжести обострения заболевания [3, 5]. Современные достижения в диагностике и лечении ХОБ дают реальную возможность научно обоснованного решения неотложных проблем заболевания при максимальной экономии средств. Целью исследования явился анализ фармакоэкономических затрат на различных этапах оказания медицинской помощи больным с ХОБ.

Материал и методы исследования

Определяли прямые медицинские расходы на ХОБ, которые включали стоимость стационарного лечения в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) и пульмонологическом стационаре, вызова скорой медицинской помощи (СМП), амбулаторного лечения и медикаментов. Диагноз ХОБ устанавливался по общепринятым критериям. Объем обследования и лечения больных ХОБ в ОРИТ и отделении пульмонологии осуществлялся на основании стандартов и протоколов ведения пациентов с данной патологией [6–8].

В стандарт лабораторного контроля и инструментального мониторинга мы включали следующие исследования:

• общий анализ крови

• общий анализ мочи

• анализ мокроты с окраской по Граму

• бактериологическое исследование мокроты

• электрокардиография (ЭКГ)

• рентгенография органов грудной клетки

• газовый состав артериальной крови

• кислотно–щелочное состояние крови

• пульсоксиметрия

• спирография с бронхолитическим тестом.

В качестве стандарта лечения больных с ХОБ нами использовалась следующая схема:

1. Оксигенотерапия 2–5 л/мин, не менее 18 час/сут или неинвазивная вентиляция легких (НВЛ), искусственная вентиляция легких (ИВЛ) при отсутствии эффекта.

2. Ингаляции раствора беродуала 1,5–2 мл или раствора ипратропиума бромида 1,0–2,0 мл через небулайзер с кислородом через 6 часов.

3. Ингаляции раствора амброксола (лазолвана) через небулайзер 30 мг (4 мл) три раза в сутки.

4. Эуфиллин 240 мг/час до 720 мг/сут внутривенно со скоростью введения 0,5 мг/кг/час под контролем ЭКГ.

5. Антибиотики (аминопенициллины, макролиды, цефалоспорины III поколения).

6. Кортикостероиды 0,5 мг/кг/сут внутрь и/или 3 мг/кг/сут парентерально.

Финансовые затраты во время госпитального периода рассчитывали по случайной выборке из 47 историй болезни больных ХОБ (средний возраст 51,1±4,5 года), пролеченных в МО «Новая больница» Екатеринбурга, из них 19 пациентов, лечившихся в ОРИТ и отделении пульмонологии (средний возраст 58,4±4,0 года). Пребывание больных в ОРИТ и пульмонологическом отделении составило в среднем соответственно 2,7 и 12,4 койко–дня.

Материальные расходы на стационарное лечение состояли из затрат на медикаменты, диагностику, заработную плату, налогов и накладных (хозяйственных) расходов. Во время пребывания больных в ОРИТ дополнительно учитывали стоимость НВЛ аппаратом «Quantum PSV–II» (США). Расходы на медикаменты и НВЛ определялись с учетом доли каждого препарата в перечне применяемых лекарственных средств, продолжительности и частоты применения НВЛ. В сумму, потраченную на медикаменты, входила стоимость расходных материалов. Затраты на расходные материалы включали амортизационные отчисления за эксплуатацию кислородного концентратора «DeVilbiss» (США), компрессорного небулайзера «DeVilbiss» модель «Pulmo–Aide» (Германия) или «Omron» (Япония) и кислородопровода, стерилизацию небулайзерных камер, загубников, масок, стоимость капельниц, шприцов, ваты, спирта, физиологического раствора. Расходы на диагностику состояли из затрат на лабораторное, рентгенологическое и функциональное обследование больных.

Респираторную функцию исследовали при помощи спироанализатора «Flowscreen» фирмы «Erich Jeager» (Германия) и пикфлоуметра «Mini–Wright» фирмы «Clement Clark International Ltd.» (Великобритания). Газообменную функцию легких в ОРИТ изучали экспресс–методом на автоматическом анализаторе «Ciba–Corning» (Япония), в пульмонологическом отделении при помощи пульсоксиметра Vitalmax 560 (США). В финансовых расчетах использовались средние цены в МО «Новая больница», установленные в январе 2001 года.

Финансовые затраты на СМП представлены МУ «Скорая медицинская помощь» Екатеринбурга (главный врач И.Б. Улыбин). Они определялись из средней стоимости вызовов линейных бригад к больным ХОБЛ без острой дыхательной недостаточности (ОДН) и вызовов реанимационных бригад к больным ХОБ с ОДН.

Расходы на амбулаторное лечение больных ХОБЛ состояли из стоимости диагностики, врачебного приема и вызова врача на дом. Диагностические методы в поликлинике включали анализ крови, исследование функции внешнего дыхания при помощи компьтерного спироанализатора «Fukuda» (Япония), пикфлоуметрию и флюорографию органов грудной клетки.

Затраты на различных этапах медицинской помощи выражались в у.е. на одного больного (стоимость 1 у.е. равнялась 28,6 руб.).

Результаты и обсуждение

Распределение медикаментов среди больных ХОБ в ОРИТ и пульмонологическом стационаре и финансовые затраты на лекарственные средства представлены в табл. 1. При лечении бронхообструктивного синдрома у больных ХОБ мы отдавали предпочтение раствору беродуала. У 94,7% больных во время лечения в ОРИТ и у 79,0% больных во время лечения в отделении пульмонологии применялись ингаляции генерированного небулайзером аэрозоля раствора беродуала. Финансовые затраты на ингаляции раствора беродуала в ОРИТ и пульмонологическом отделении составили соответственно 14,1 и 23,2% от общих расходов на медикаменты. Высокая клиническая эффективность ингаляций беродуала через небулайзер у больных ХОБ доказана в работах отечественных и зарубежных авторов [9–11]. Внутривенные инфузии раствора эуфиллина применялись довольно редко, что связано не только с меньшей эффективностью препарата, высокой частотой осложнений по сравнению с ингаляциями беродуала через небулайзер, но и с большими финансовыми затратами. Так, стоимость одной ингаляции 2 мл раствора беродуала равняется 0,38 у.е., а стоимость внутривенной капельной инфузии 10 мл 2,4% раствора эуфиллина – 0,87 у.е. (все расчеты проведены с учетом затрат на расходные материалы).

 

Почти у 80% больных лечение небулизированным беродуалом дополнялось системными кортикостероидами (СКС). Сочетанная терапия бронхолитическими препаратами и СКС была необходима потому, что довольно часто во время обострения ХОБ не представляется возможным в течение 2–3 недель достоверно решить вопрос об обратимости или необратимости бронхообструктивного синдрома [12, 13]. Затраты при сочетанном применении перечисленных препаратов составили в ОРИТ и пульмонологическом отделении соответственно 33,4 и 27,2%.

Антибактериальные препараты использовали в случаях доказанной бактериальной инфекции. Антибиотики требовались у 88,4% больных во время пребывания в ОРИТ и у 84,2% больных во время лечения в отделении пульмонологии при финансовых затратах соответственно 58,1 и 47,1%. Анализ стоимости расходов на медикаменты показал, что на стационарном этапе лечения больных ХОБ наибольшие материальные затраты связаны с назначением антибиотиков.

Материальные расходы на стационарное лечение одного больного ХОБ в сутки приведены в табл. 2. Наибольшие финансовые потери во время стационарного лечения связаны с проведением НВЛ больным ХОБ по поводу ОДН. Так, стоимость НВЛ в сутки у больных ХОБ с ОДН составила 76,1 у.е. Затраты на лечение больных ХОБ в ОРИТ превышали аналогичные затраты в пульмонологическом стационаре по каждой из рассматриваемых статей расходов в 3,6–6,6 раз, а в целом – более чем в семь раз. По сообщениям коллег из Голландии, расходы на лечение пациентов с тяжелым обострением ХОБ более чем в 25 раз превысили стоимость лечения больных с обострением легкой и средней тяжести [3]. Данные литературы свидетельствуют, что существенное различие в стоимости лечения тяжелого и нетяжелого обострений ХОБ связано с большими расходами на медикаменты, заработную плату, диагностику и «респираторную поддержку» (ИВЛ или НВЛ) при тяжелом обострении ХОБ. Среди наблюдаемых пациентов ИВЛ не применялась, а НВЛ проводилась в среднем одному больному в течение 4,6 часов.

 

Финансовые затраты на вызов линейной бригады СМП к больному с обострением ХОБ без ОДН и реанимационной бригады СМП к больному с обострением ХОБ и ОДН составили соответственно 6,2 и 8,0 у.е. Средняя стоимость одного вызова на дом к пациенту с ХОБ равняется 7,1 у.е. В течение 2000 года в Екатеринбурге к больным ХОБ без ОДН и к больным ХОБ с ОДН выполнено соответственно 8795 и 1551 вызовов СМП.

Стоимость приема одного больного врачом–терапевтом в поликлинике и вызова врача к пациенту на дом составили соответственно 0,7 и 0,2 у.е., расходы на диагностику в амбулаторных условиях – 0,4 у.е. Общие расходы на амбулаторную помощь 1 больному – 1,3 у.е.

Структура прямых медицинских расходов при ХОБ на одного больного отражена в табл. 3. Основные материальные затраты при лечении ХОБ связаны со стационарным этапом. Наименьшая сумма финансовых средств в структуре прямых медицинских расходов приходится на амбулаторную помощь. При анализе соотношения расходов на стационарное и амбулаторное лечение пациентов с ХОБ (без учета затрат на СМП) установлено, что затраты на стационарную помощь почти в 30 раз больше, чем на амбулаторную помощь, а, например, в США затраты на госпитальный этап лечения превышают амбулаторный в 5,5 раза. Несоответствие в соотношениях расходов на стационарную и амбулаторную помощь больным ХОБ свидетельствует о необходимости развития специализированной амбулаторной службы и внедрении современных технологий для диагностики и лечения пульмонологических больных.

 

 

Литература:

1. Чучалин А.Г. Хронические обструктивные болезни легких. В Чучалин А.Г. Хронические обструктивные болезни легких. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», СПб.: «Невский Диалект»; 1998: 11–25.

2. Хронические обструктивные болезни легких/ Федеральная программа. М.; 1999.

3. M. Rutten–van Molken, J. Oostenbrink. Cost of Exacerbation. Proceeding of the symposium «Prevention and Management of Exacerbations of COPD». World Congress on Lung Health and 10th European Respiratory Society Annual Congress. Florence; 2000.

4. Buist S. A. The Economic Burden of COPD. Proceeding of the satellite symposium №1»The Impact of COPD». 9th European Respiratory Society Annual Congress. Madrid; 1999: 8–11.

5. Figueras M., Brosa M., Gisbert R. Et coste de la enfermedad pulmonar obstructiva cronica en Espana. Rev. Esp. Farmacoeconomia 1996; Ano 5 (II): 33–43.

6. Приказ МЗ РФ № 300 от 9.10.98. «Стандарты (протоколы) диагностики и лечения больных с неспецифическими заболеваниями легких (взрослое население)». М.; 1999.

7. Standarts for the diagnosis and care of patients with chronic obstructive pulmonary disease. Respir. Crit. Care Med. 1995; 152 (Suppl. 5): 78–121.

8. Лещенко И.В., Руднов В.А. Оптимизация интенсивной терапии при неотложных состояниях в пульмонологии. А.Г. Чучалин (ред.) Екатеринбург: УГМА; 2000.

9. Шмелев Е.И., Хмелькова Н.Г., Абубикиров А.Ф. Применение небулайзера при лечении беродуалом больных с обострением хронического обструктивного бронхита. Тер. архив 2000; 3: 26–28.

10. Cochrane G.M. Compliance with nebulized therapy. Eur. Respir. Rev. 1997; 7 (51): 383–384.

11. Smaldone G.C. Current performance of nebulizers. Ibid 1997; 7 (51): 380–382.

12. Kummer F. Дифференциальная диагностика бронхиальной астмы и хронических обструктивных заболеваний легких. Современные рекомендации по лечению бронхиальной астмы и хронических обструктивных заболеваний легких. Тер. архив 1995; 12: 66–71.

13. Шмелев Е.И. Хронический обструктивный бронхит. В Чучалин А.Г. Хронические обструктивные болезни легких. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», СПб.: «Невский Диалект» 1998: 39–56.

14. Rovira J., Figueras M., Soikos S.L. Pharmacoeconomics of COPD. Proceeding from the Centre for the Study of Health Economics and Social Policy, Barcelona, Spain. P. News 2000; 1: 13–15.

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше