Введение
На протяжении последнего десятилетия отмечается увеличение роста заболеваний прямой кишки и толстого кишечника. При этом только в США ежегодно выявляется около 135 000 новых случаев колоректального рака. В двух третях наблюдений новообразования локализуются в ободочной кишке и в одной трети случаев – в прямой. Риск развития колоректальных новообразований в течение жизни составляет 5,9% общей популяции [1].
На протяжении последнего десятилетия отмечается увеличение роста заболеваний прямой кишки и толстого кишечника. При этом только в США ежегодно выявляется около 135 000 новых случаев колоректального рака. В двух третях наблюдений новообразования локализуются в ободочной кишке и в одной трети случаев – в прямой. Риск развития колоректальных новообразований в течение жизни составляет 5,9% общей популяции [1].Результаты исследования распространенности геморроя среди населения свидетельствует о том, что это заболевание занимает главное место среди заболеваний прямой кишки. У мужчин геморрой встречается в три раза чаще, чем у женщин. При этом частота его увеличивается в несколько раз в возрасте от 45 до 60 лет [2]. Известно, что предстательная железа имеет обильно развитую a–адренергическую иннервацию. Повышение функциональной активности a–адренорецепторов приводит к развитию динамического компонента инфравезикальной обструкции при доброкачественной гиперплазии предстательной железы (ДГПЖ), из–за развития стойкого спазма гладкомышечных структур предстательной железы, шейки мочевого пузыря и простатического отдела уретры. На фоне перерастяжения детрузора и вторичного снижения внутрипузырного давления при острой задержке мочеиспускания (ОЗМ) происходит дальнейшая стимуляция a–адренэргических рецепторов предстательной железы. Причины возникновения ОЗМ могут быть самыми разнообразными, особенно возрастает вероятность ее развития после операций на органах малого таза, прямой кишке и толстом кишечнике.
В то же время литературные данные [3] свидетельствуют о том, что профилактический прием a–адреноблокаторов позволяет уменьшить риск развития ОЗМ в послеоперационном периоде – 2,7% против 19% в контрольной группе [4]. Блокаторы a–адренорецепторов используются также для лечения как функциональных расстройств мочевого пузыря, так и инфравезикальных структур у больных с так называемым автономным мочевым пузырем, который наблюдается при радикальной хирургии тазовых органов.
По данным О.Б. Лорана и соавт. [5,6] применение a–адреноблокаторов приводит к улучшению кровобращения в системе нижнепузырных артерий и увеличению резервуарной функции мочевого пузыря у больных с ДГПЖ. Одним из широко применяемых в клинической практике a–адреноблокаторов является тамсулозин (Омник®), который блокирует постсинаптические a1–адренорецепторы. При этом он снижает напряжение мускулатуры простаты, шейки мочевого пузыря и простатической части уретры. Все это способствует уменьшению динамического компонента обструкции внутреннего сфинктера мочевого пузыря и уменьшает симптомы раздражения. В отличие от других a1–адреноблокаторов тамсулозин (Омник®) не оказывает воздействия на уровень артериального давления.
Одним из основных видов лечения такой колопроктологической патологии, как анальные трещины, геморрой, опухоли прямой и ободочной кишок является хирургический. В связи с этим актуальным является вопрос профилактики нарушений мочеиспускания в раннем послеоперационном периоде у этой категории пациентов.
На кафедре урологии РУДН и в колопроктологическом отделении городской клинической больницы № 29 г. Москвы в течение 2001 года проведено исследование по оценке эффективности применения селективного a1–адреноблокатора тамсулозина (Омник®) для профилактики нарушений мочеиспускания в раннем послеоперационном периоде у колопроктологических пациентов, страдающих ДГПЖ.
Материал и методы
Открытое сравнительное исследование проведено на 79 пациентах, находившихся в колопроктологическом отделении больницы по поводу заболеваний прямой или толстой кишки и сопутствующей ДГПЖ, которым планировались операции (критерий включения). Критериями исключения являлись операции на мочевом пузыре, предстательной железе, уретре, инфекция мочевыводящих путей. Возраст пациентов в среднем составил 62 года (табл. 1).
Результаты
Накануне исследования всем пациентам проводилось урологическое обследование, включавшее пальцевое ректальное исследование, оценку по шкале IPSS, определение качества жизни по QOL, уродинамические и ультразвуковые исследования. Результат обследования 79 пациентов с колопроктологическими заболеваниями и ДГПЖ показали, что суммарный балл IPSS составил – 14,25±2,34, качество жизни – 4,7±0,91, максимальная скорость мочеиспускания – 10,71±2,13 мл/сек, объем предстательной железы составил – 58,08±3,56 см3, количество остаточной мочи – 62,2±4,6 мл (табл. 3).
Контрольное обследование пациентов после окончания приема тамсулозина (Омник®) показало, что суммарный балл IPSS снизился с 14,25±2,38 до 10,7±2,45 баллов, качество жизни по QOL улучшилось с 4,7 до 2,05 баллов. При этом отмечено увелечение скорости потока мочи с 10,71±2,13 до 14,82±1,95 мл/сек, уменьшение объема остаточной мочи с 62,2±4,6 до 39,75±5,13 мл, при этом достоверного уменьшения объема предстательной железы не отмечено (табл. 5 и 6).
Аналогичные результаты были получены в отношении объективного показателя, характеризующего мочеиспускание, – максимальной скорости потока мочи. В основной группе этот показатель возрос на 38%, а в контрольной остался без изменений.
Заключение
Назначение препарата тамсулозин (Омник®) пациентам с заболеваниями прямой и сигмовидной кишки в течение пяти суток перед и десяти суток после операции в дозе 0,4 мг однократно является целесообразным и обоснованным, так как на фоне приема препарата происходит достоверное уменьшение обструктивных и ирритативных симптомов заболевания предстательной железы.
Прием a1–адреноблокаторов, например тамсулозина, в предоперационном и раннем послеоперационном периоде у больных с заболеванием прямой и сигмовидной кишки предотвращает развитие нарушений мочеиспускания, в том числе острой задержки мочи в раннем послеоперационном периоде. Это позволяет снизить частоту катетеризации мочевого пузыря и тем самым снижается риск инфицирования мочевых путей.
1. Volume Z Number 1.Z. // Medicine J. – 2001.– Vol. 18–P 234–237.
2. Ривкин В.Л., Капуллер Л.Л. // Геморрой. М., 1984. С.–10–19.
3. Bbruskewitz R.S. //AVA News, 2000. – Vol. 5. N 5.– P. 4–5.
4. Аляев Ю.Г., Борисов В.В., Мельников А.В. // Материалы юбилейной науч.–практ. конф. посвящ. 100–летию клиники им. А.В. Вишневского. Казань. 2000. С.47–52.
5. Лоран О.Б., Вишневский А.Е.//Урол. И нефрол. 1977 №4 с.19–22.
6. Лоран О.Б., Вишневский Е.Л., Вишневский А.Е., Данилов В.В.// Российский пленум урологов: Материалы. Омск, 1999.
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь на сайте для того чтобы оставить комментарий.
зарегистрироваться авторизоваться