28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Интервью со специалистами на 109-м ежегодном конгрессе Американской урологической ассоциации (AUA)
string(5) "23541"
Для цитирования: Интервью со специалистами на 109-м ежегодном конгрессе Американской урологической ассоциации (AUA). РМЖ. 2014;17:1239.

С 16 по 21 мая в г. Орландо (США) прошел 109-й ежегодный конгресс Американской урологической ассоциации (AUA). Как обычно, это стало заметным событием и вызвало традиционный интерес не только у урологов США, но и у многих специалистов из разных стран мира. Полные залы, множество параллельно работающих секций, начало в 6 ч утра и окончание в 8 ч вечера – все это обычно для конгрессов AUA.

В этом году в работе конгресса приняло участие более 14 тыс. специалистов. И это не только урологи, хотя они, безусловно, составляли подавляющее большинство. Отдельные секции и заседания были организованы и для медицинских генетиков, и для фармакологов, и для физиотерапевтов. Традиционными участниками таких конгрессов являются и медицинские сестры. Несмотря на большое стечение гостей, места хватило всем – одних только специализированных курсов на конгрессе было более 100, треть из которых проводились в этом году впервые! В гигантском зале, рассчитанном на 5 тыс. слушателей, проводились пленарные заседания. За 5 дней одних только видеосекций было проведено 12! Большинство видеопрезентаций проходили в режиме 3D. При входе зрителям раздавали специальные очки, создававшие потрясающий эффект присутствия. В рамках многочисленных подиумных сессий и стендовых презентаций было представлено более 2 тыс. докладов на самые разные темы, связанные с современным состоянием урологической науки, ее прошлым и будущим. Каждый специалист мог найти себе заседание по интересам. Привычные для участников подобных масштабных конгрессов трудности – определиться, куда идти, когда одновременно проводится 3–4 интересных заседания.

Интернациональный характер конгресса подчеркивало наличие большого количества специальных программ, подготовленных национальными урологическими ассоциациями – индийской, арабской, китайской, корейской, египетской. В общей сложности 17 таких заседаний за 5 дней – график очень плотный. Для нас, конечно, наиболее интересной стала программа International Russian-speaking Urological Society (iRUS) – сессии русскоговорящих урологов, организаторами которой стали AUA совместно с iRUS. Впервые подобное заседание состоялось в 2012 г. в рамках конгресса AUA в Атланте и с того времени проводится ежегодно. В этом году – уже в третий раз! Лекторский состав был по-настоящему звездным. Выступали знаменитые профессора из США и России, в рамках сессии было представлено 2 доклада по реконструктивнопластической хирургии уретры, которые сделали бесспорные лидеры этого направления в мире Sanjay B. Kulkarni и Guido Barbagli. Эту тему продолжил доцент кафедры урологии МГМСУ Алексей Живов, получивший в конце выступления не менее громкие аплодисменты, чем его недавние учителя. Традиционно интересными докладами ведущих российских профессоров Д.Ю. Пушкаря, А.Г. Мартова и В.Б. Матвеева была представлена российская составляющая заседания. В числе выступавших значились такие известные урологи, как Anthony V. D'Amico, Eila C. Skinner, Pankaj M. Joshi. Приятно отметить, что как минимум половина слушателей в переполненном зале не были русскоговорящими, и привлекла их на заседание iRUS именно уникальная научная составляющая программы. Среди посетителей секции был замечен и Frans Debruyne, возглавлявший Европейскую урологическую ассоциацию (EAU) на протяжении 12 лет – с 1992 по 2004 г. Воспользовавшись случаем, представитель «РМЖ» взял интервью у него и еще у нескольких профессоров, любезно согласившихся высказать свои мысли о конгрессе, перспективах развития медицинской науки и наиболее актуальных проблемах современной урологии.

Орландо (США). 109-й ежегодный конгресс Американской урологической ассоциации (AUA)

Frans Debruyne, профессор и медицинский директор андрологической клиники Andros Man nenkliniek (Нидерланды)

«РМЖ»: Вы долгие годы возглавляли Европейскую урологическую ассоциацию (EAU) и сами неоднократно выступали организатором различных конференций. Чем, по вашему мнению, интересен именно этот конгресс? Что нового прозвучало?

F.D.: Несмотря на появление многих новых методик, научно-технический прогресс и постоянное повышение уровня наших знаний, вопросы диагностики и лечения онкоурологических заболеваний занимают одно из важнейших мест в повестке дня любого урологического конгресса. И в этом отношении AUA 2014 не исключение. Вместе с тем очень активно развиваются такие направления, как андрология и педиатрическая урология. Их возможности намного увеличились за последние несколько лет. Если говорить об «открытиях» AUA 2014, то это, безусловно, успехи молекулярной диагностики рака простаты. И это не только так называемые фундаментальные исследования, но и вполне реальные лабораторные тест-системы, апробация и широкое внедрение которых активно продолжаются в США и некоторых странах Европы.

«РМЖ»: Какое практическое значение для урологических больных имеет появление новых тест-систем?

F.D.: С их появлением можно будет попытаться бороться с гипердиагностикой рака простаты, более четко определить понятие «клиническая значимость» рака и дать более точный индивидуальный прогноз выживаемости в зависимости от выбранной тактики лечения, в т. ч. и в режиме динамического наблюдения. Ведь мы все больше получаем данных, свидетельствующих о том, что не все типы рака простаты неминуемо приводят к гибели пациентов. Персонализация прогноза течения заболевания – очень актуальный вопрос современной урологии, ответ на который можно сегодня получить в генетической или даже клинической лаборатории. Еще одной перспективной идеей является совершенствование техники выполнения биопсии простаты путем мультипараметрического определения зон забора материала – симультанное использование УЗИ и МРТ (3.0, 3.5 Тл) для определения наиболее подозрительных на рак участков. Нельзя не сказать и про успехи робот-ассистированной хирургии. В отдельных направлениях, таких как хирургия локализованного рака простаты, использование робота Da Vinci стало международным стандартом лечения – таким образом выполняется около 95% радикальных простатэктомий.

Орландо (США). 109-й ежегодный конгресс Американской урологической ассоциации (AUA)

Gennady Bratslavsky, профессор и заведующий кафедрой урологии в Upstate Medical University (Syracuse, США)

«РМЖ»: Вы руководите крупной урологической клиникой в США. Какие направления в современной урологии переживают в настоящее время наибольший подъем?

G.B.: Еще несколько лет назад в списке наиболее активно развивающихся направлений урологии я бы обязательно упомянул лапароскопию и робот-ассистированную хирургию. Сегодня эти темы продолжают оставаться актуальными, но появились и новые: тканевая инженерия (выращивание тканей из стволовых клеток и т. д.), молекулярная биология и так называемая персонализированная медицина: «молекулярные маркеры», «генетические подписи», протеомика и метаболомика. Продолжая обсуждать перспективу развития урологии, мы уже не можем ограничиваться исключительно техническими аспектами, хирургическими приемами и методиками, новыми инструментами и технологиями. Очевидно, в скором времени мы приблизимся к той точке, после которой улучшить технику выполняемых нами оперативных вмешательств радикально будет уже достаточно сложно. Наибольший интерес представляют ранняя диагностика заболеваний, вопросы профилактики и индивидуального подхода в определении показаний и методов лечения у каждого конкретного больного в зависимости от структуры белков его организма и генетических характеристик.

«РМЖ»: Скажите, пожалуйста, ведутся ли на базе вашей клиники какие-либо фундаментальные научные исследования?

G.B.: В руководимой мною клинике активно ведутся работы по созданию «банка биоматериала». Мы занимаем 14-е место в США по объему полученных грантов Национального института здоровья (NIH), а это несколько миллионов долларов, направленных на лабораторную/молекулярную диагностику опухолей простаты и почки и индивидуализацию методов лечения таких больных. Ведь нам хорошо известно, что среди всех проблем урологии онкоурология занимает как минимум 50%, и количество этих пациентов увеличивается год от года.

Орландо (США). 109-й ежегодный конгресс Американской урологической ассоциации (AUA)

Dmitriy Nikolavsky, ассистент кафедры урологии, руководитель отдела реконструктивной уролоии в Upstate Medical University Syracuse, США), Program Director of Russian Language AUA

«РМЖ»: Реконструктивно-пластические операции – одни из самых сложных в урологической практике. В каких случаях они необходимы и насколько безопасны?

D.N.: Я занимаюсь довольно узким, но вместе с тем очень востребованным направлением урологии – реконструктивно-пластической хирургией. Возможно, именно поэтому для меня этот конгресс и заседание iRUS в особенности представляются очень интересными. Реалии таковы, что со временем большинство урологов приходят к необходимости узкой специализации. Для того чтобы достичь высокого уровня мастерства, необходимо сконцентрироваться на чем-то конкретном. После окончания университета и 6 лет обучения в резидентуре я продолжил специализацию на курсе реконструктивной хирургии в университете Колорадо. Сегодня я полностью посвятил себя пластике мочеиспускательного канала, причем как у мужчин, так и у женщин. Мои пациенты – это больные с травматическими повреждениями уретры, постлучевыми стенозами и облитерациями и т. д. Последние годы были ознаменованы бурным всплеском интереса к этим проблемам, так что я чувствую себя на острие прогресса. Появилось много новых методик, таких как использование искусственно выращенных пластических материалов, значительно изменивших наши возможности в лечении этой тяжелой категории пациентов. Сегодня все чаще нам приходится сталкиваться с осложнениями после применения высокотехнологичных методов лечения рака простаты – криоаблации, HiFu терапии. И вопрос не в низкой безопасности этих методов – просто они относительно недавно стали широко применяться, и опыт лечения таких пациентов накапливается постепенно. Высокоэнергетические методы воздействия на уретру в ходе лечения рака простаты дают совершенно иные, порой непривычные нам побочные эффекты и осложнения, с которыми нужно научиться бороться. То же самое касается петлевых пластик при недержании мочи и синтетических сетчатых протезов при пролапсе тазовых органов. До недавнего времени говорили о том, кому и как их следует имплантировать. Сегодня я в своей практике все чаще сталкиваюсь с необходимостью их удаления, а это технически очень непростая задача, как вы понимаете. И когда я после 13-часового пребывания в операционной в 11 часов вечера выхожу из клиники, сделав то, о чем 10 лет назад только мечтал, я счастлив и, несмотря на поздний час, звоню в Детройт, в Денвер, в Мапуто (Мозамбик), в Пуне (Индия) своим наставникам и говорю им: «Большое спасибо, что научили меня тому, что я умею сегодня!»

Орландо (США). 109-й ежегодный конгресс Американской урологической ассоциации (AUA)

Алексей Живов, доцент кафедры урологии МГМСУ (Москва)

«РМЖ»: Одна из обсуждаемых тем на данном конгрессе – fusion-биопсия предстательной железы. Ваше отношение к этой методике?

А.Ж.: Начиная разговор о медицине и урологии, я хочу остановиться на основном, по моему мнению, показателе, отражающем наши сегодняшние успехи, – качестве жизни наших пациентов. Этот показатель является универсальным инструментом определения эффективности нашей работы. Мало добиться излечения пациента, мало избавить его от заболевания. Сегодня необходимо сделать это с наилучшим функциональным результатом (сексуальное здоровье, удержание мочи), ведь не секрет, что рак простаты помолодел – нашими пациентами зачастую становятся мужчины в возрасте 45–50 лет! Чем раньше и точнее поставлен диагноз, тем больше шансов достичь успеха. В качестве примера я хочу привести одну из методик, ценность которой активно обсуждается на этом конгрессе, – так называемую fusion-биопсию предстательной железы. Fusion в переводе с английского – «слияние», «объединение». Применительно к биопсии это использование нескольких диагностических методик – МРТ и УЗИ для определения оптимальной зоны выполнения биопсионных вколов. Ценность методики очевидна, и очень жаль, что она еще недоступна российским пациентам – в РФ эта аппаратура пока не продается.

«РМЖ»: Сформулируйте, пожалуйста, несколько урологических проблем, которые, по вашему мнению, представляют наибольший интерес сегодня?

А.Ж.: Кратко хочу остановиться на нескольких актуальных вопросах урологии. Во-первых, с каждым годом увеличивается опыт лечения осложнений после применения различных методик терапии рака простаты. Вплотную занимаясь проблемой хирургии мужской уретры и не только, я хочу заметить, что тяжесть этих осложнений растет прямо пропорционально объему высокоэнергетических методов воздействия на простату. Как пластический хирург я за уточнение и оптимизацию выбора тактики лечения локализованного рака простаты. В частности, за максимальную популяризацию робот-ассистированной радикальной простатэктомии – весьма эффективной и безопасной методики. Приятно констатировать, что научные работы российских урологов привлекают все больший интерес мировой урологической общественности, и секция iRUS и AUA 2014 в целом – лишнее тому подтверждение. По многим вопросам опыт, которым мы располагаем, – действительно уникальный, и наши вчерашние учителя сегодня с интересом слушают наши выступления. И последнее – врач должен быть максимально честен по отношению к больному и исключить любую коммерческую ангажированность. Метод лечения следует выбирать исключительно исходя из интересов больного. Любая методика должна пройти тщательный отбор по критериям эффективности и безопасности. Эксперименты на пациентах недопустимы!

Орландо (США). 109-й ежегодный конгресс Американской урологической ассоциации (AUA)

Lev Elterman, ассистент-профессор кафедры урологии Rush University (Chicago, США), главный уролог Vanguard Weiss Memorial Hospital (Chicago), президент iRUS (International Russian-speaking Uro logical Society)

«РМЖ»: Будучи президентом iRUS, вы имеете очень широкий круг общения, причем не только с врачами-урологами, но и с представителями различных медицинских организаций. Что Вы можете сказать о состоянии ранней диагностики онкоурологических заболеваний?

L.E.: Ранняя диагностика онкоурологических заболеваний, оставаясь одним из актуальных вопросов урологии, претерпевает некоторые изменения – от поголовного скрининга к оптимизации и индивидуализации подхода. Одним из доказательств такой тенденции является пересмотр рекомендаций AUA – простатический специфический антиген не следует определять ежегодно у пациентов с низким риском заболевания и у тех больных, у которых диагностика рака простаты не повлияет на тактику ведения и прогноз продолжительности жизни. С одной стороны, увеличение доли сложных и наукоемких исследований и лечебных методик, а с другой стороны, оптимизация списка дорогостоящих манипуляций в сторону уменьшения для повышения экономической эффективности – такова, на мой взгляд, общая тенденция развития урологии и медицины в целом. Еще одной иллюстрацией этой тенденции является внедрение техники выполнения биопсии простаты под контролем МРТ. Эта методика позволяет в конечном итоге более точно определить показания к выполнению биопсии, повысить ее информативность и в некоторых случаях изменить тактику ведения пациента.

РМЖ: В настоящее время много обсуждается необходимость оптимизации алгоритмов ведения больных урологического профиля. На ваш взгляд, каковы основные принципы этой оптимизации?

L.E.: Генотипирование опухолей, как мне представляется, позволит в ближайшие 10 лет значительно изменить подход к лечению многих онкоурологических заболеваний. Это и разработка онковакцин конкретно для каждого пациента, и подбор максимально эффективных препаратов из стандартного списка в зависимости от молекулярных и генетических характеристик новообразования. Будущее медицины – за индивидуальным подходом!

В заключение интервью не могу не сказать несколько слов о проекте, который занимает меня и моих коллег в течение нескольких последних лет, – об Ассоциации русскоговорящих урологов. Организация быстро набирает популярность и оказалась востребованной. Хочу поблагодарить «РМЖ» за интерес к работе нашей ассоциации!

Наш короткий отчет о работе AUA 2014 подошел к концу. Конгресс, безусловно, получился очень разносторонним и интересным.

Более подробная информация и материалы конгресса доступны на сайтах www.aua2014.org и www.auanet.org

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше