28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Отвращение как часть работы
759
28.06.2020
Отвращение как эмоция серьёзно отличается от всех остальных обсуждаемых мною эмоций в контексте врачебной деятельности. Отвращение – это, пожалуй, единственное эмоциональное переживание, которое провоцируется биологическими агентами – различными жидкостями и запахами.
[spoiler]Отвращение как эмоция серьёзно отличается от всех остальных обсуждаемых мною эмоций в контексте врачебной деятельности. Отвращение – это, пожалуй, единственное эмоциональное переживание, которое провоцируется биологическими агентами – различными жидкостями и запахами. Суть этой эмоции заключается в попытке организма защититься от контакта с чем-то потенциально опасным и неприятным, с чем-то, что имеет признаки разложения и способно нам навредить.

Мы живём в противопоставлении себя и внешнего мира, себя и других. Другие люди вызывают у нас противоречивые чувства. С одной стороны, они нужны нам, порой как единственное подтверждение нашего собственного существования, с другой стороны, другие люди – это потенциальная угроза нашему благополучию, нашей стабильности. Работа врача связана с постоянными и интенсивными контактами с другими людьми, и их состояние само по себе может представлять опасность для специалиста. Часть врачебных профессий напрямую связана с тем, что опасность возникает именно в контакте с пациентом, поэтому страх и отвращение – постоянные спутники врача. Врачебная деятельность в каком-то смысле противоречит базовым настройкам безопасности человеческого вида.

Инфекционисты контактируют с источниками инфекций: контакт с пациентом может быть опасен для врача. При оказании помощи врач может заразиться и умереть или серьёзно пострадать от того, что он пытается вылечить. Этот сюжет стал актуален для многих специалистов, оказывающих медицинскую помощь в условиях коронавирусной инфекции. Работая на «скорой» или в стационаре, ведя амбулаторный приём, врач подвергает опасности свою жизнь, но при этом ему приходится контактировать с человеком, у которого может быть кровотечение, рвота или диарея. Мы очень осторожно относимся к собственным выделениям, но чужие жидкости у многих вызывают ступор и отвращение. Отвращение в этом случае – это естественная защитная реакция у человека. И если вы вдруг забыли, то врачи всё ещё относятся к людям. Хотя, возможно, я пропустил какой-то свежий приказ Минздрава на этот счёт и что-то поменялось.
Есть процесс, суть которого заключается в том, чтобы произошёл отбор устойчивых специалистов или их приучение к постоянному контакту с неприятными сторонами физиологии человека. Это профессиональное обучение, который сам по себе напоминает ступенчатую инициацию, вхождение в медицинское «племя». Сначала первый поход в анатомичку, где происходит столкновение с мёртвым человеческим телом, лишённым опознавательных признаков. Затем студент идёт на своё первое вскрытие, на свою первую операцию, выполняет первые опыты с лягушками. И пусть он не станет хирургом и больше никогда не побывает на вскрытии, кроме своего собственного, но ему суждено пройти эти обряды. У многих из нас есть истории про тех, кто покинул медицинский институт из-за непереносимости вида крови – не прошёл необходимые «обряды» для посвящения во врачи. Это непривычный взгляд на профессию врача, но в его пользу есть разумные доводы в опыте каждого из нас. В профессии врача до сих пор много достаточно архаичных и ритуальных вещей, что позволяет сакрализировать эту работу.

Постепенная утрата отвращения сопутствует процессу профессионального становления. Архетипический врач ест бутерброд над вскрываемым телом, но у этого образа, как и у всякого стереотипа, существуют исключения. Мне кажется, их больше, чем нам самим кажется. Лишение врача отвращения делает его не-вполне-человеком, выводя его за рамки повседневного существования. Я не могу сказать, что это приподнимает врача над всеми остальными, но мне кажется, что это создаёт ауру потустороннего для докторов. Лишённый отвращения и страха, приходящий туда, где беда и боль, врач становится мистической фигурой в глазах людей, но при этом теряет свою человеческую природу. Её утрата – это существенный негативный фактор для самого врача. Нам никогда не нужно забывать, что под нашими белыми халатами есть люди. И испытывать отвращение – это нормально, как нормально чувствовать тошноту при улавливании неприятных запахов.

Виктор Лебедев, врач-психиатр, руководитель проекта "Дело Пинеля"

Похожие публикации
Печальный доктор
Печаль, грусть, горе – тяжёлые эмоции, которые сложны ещё тем, что мы не всегда принимаем их в себе. Главным мотивом этого спектра будет ощущение утраты чего-то важного, значимого для нашего внутреннего мира и для поддержания нашей нормальной жизни во внешнем мире. 
1336
Царство страха
Одна из тех эмоций, о которых не принято говорить – это страх. Табуированность темы страха связана с тем, что когда человек начинает говорить о своём страхе, он показывает собственные уязвимые места. 
687
Недопустимый гнев
Врач – это профессия с повышенной социальной ответственностью, если так можно сказать. Если привилегии подразумевают права и расширение возможностей, то ответственность – это то, что приносит нам дополнительный контроль и ограничения. 
607
COVID-19 SARS-CoV-2 алкоголизм анорексия антибиотики антитела артериальная гипертензия атеросклероз ацетилхолин беременность бессонница бисопролол Блогеры РМЖ болезнь Альцгеймера витамины ВРАЧ врач врач-клинический фармаколог врач-минималист врач-психиатр врачи ГАМК головная боль головной мозг ГЭРБ делирий Дело Пинеля деменция депрессия дерма дети диагностика деменции женщины ЖКТ иммунитет ингибиторы протонной помпы коронавирус коронавирусная инфекция Лебедев лекарственные препараты Литвиненко медикаментозная терапия медицина МРТ нейропсихиатрические симптомы ожирение ОРВИ остеоартрит пандемия пациент пожилые послеродовая депрессия поэт психиатрия психические заболевания психические расстройства психическое здоровье психическое расстройство психотерапия рмж сердечно-сосудистые заболевания Симонетта Веспуччи сон статины суицид суицидальное поведение холестерин шизофрения эмоции Ямщиков
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше