28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Парадокс современной российской медицины
759
15.06.2021
20 июня мы будем праздновать день медицинского работника. Кто-то из нас будет отмечать его дома.
[spoiler]
20 июня мы будем праздновать день медицинского работника. Кто-то из нас будет отмечать его дома. Кого-то этот праздник застанет на рабочем месте, возможно, в одной из больниц, заново открытых под ковид. Каждый год третье воскресенье июня – это ещё одна дата, когда можно задуматься о том, где же оказались мы, врачи и другие медицинские работники, и что нам с этим делать.

Одна из главных проблем, которую я выделяю для себя при описании того, что происходит в настоящее время в России, выглядит парадоксально. Когда я рассуждаю о том, каково положение современной государственной медицины и что с ней происходит, в моей голове всплывают новости об объединении и укрупнении лечебных учреждений, новости об увольнении врачей и другого медицинского персонала. И часто я при этом читаю о реакции медиков, об их акциях протеста, о сопротивлении, которое они оказывают региональным и федеральным администраторам. При этом я понимаю, что при обсуждении таких новостей я не слышу голосов пациентов, тех людей, которые лечатся в этих больницах, поликлиниках и диспансерах. Я задаю себе вопрос: где наши пациенты, когда нас пытаются закрыть, сократить или ухудшить условия нашей работы?

Я могу дать несколько ответов на этот вопрос. Какой из них верный, я до конца не знаю. Возможно, каждый из них вносит вклад в общую картину в той или иной степени. Или я просто не улавливаю чего-то, что происходит в нашей жизни, и ни один из этих ответов не верен.

Первый вариант ответа: происходящее – это следствие неспособности медицинского сообщества выйти на контакт и общаться с пациентами, с людьми, чьи здоровье и жизнь зависят от нашей работы. Я думаю, что мы, врачи, слабо осознаём себя как отдельную профессиональную группу и не очень понимаем, что из себя представляем. Наши профессиональные союзы и объединения часто носят очень закрытый характер и не способны к активной общественной деятельности, к выходу на широкую аудиторию. Навыки коммуникации с пациентом страдают не только в непосредственном общении в поликлиническом кабинете или в больничной палате, но и за пределами больниц. Умеем ли мы найти те слова, которые найдут отклик у людей по ту сторону белого халата? Можем ли мы объяснить им то, чего мы хотим в их же интересах и им на пользу? Ответ на эти вопросы у меня будет отрицательным, вероятнее всего.

Второй вариант ответа: никаких пациентов в общем смысле этого слова не существует, поэтому нам не к кому обращаться. Есть отдельные пациентские, практически профессиональные сообщества, участники которых напрямую заинтересованы в нормальной работе врачей и медицинских учреждений. Некоторые из них даже организовывают специальные образовательные мероприятия для врачей. Однако, влияние таких организаций значительно ограничено и не распространяется на большое количество врачей или административные решения в отношении лечебных учреждений. Остальные же граждане заходят в лечебные учреждения редко, по случаю своей болезни или заболевания близких, и не связывают своё благополучие со стабильной работой врачей и других медиков.

Третий вариант ответа: люди не понимают и не видят связи с условиями труда врачей и собственным благополучием. Этот вариант ответа напрямую связан с первыми двумя и в определённом смысле объединяет их. Мы не можем объяснить людям, как мы должны работать и почему это именно так, а они не готовы нас услышать. Эта неготовность, как мне кажется, проистекает из отношения многих людей к медицинским работникам. Мы кажемся нашим пациентам (как и нашему руководству) легко заменимыми, а также теми, кого легко заставить поработать при помощи жалоб и угроз. Проще написать жалобу, а не задуматься и выйти на улицу за районную поликлинику или больницу. Мало кто, кроме самих медиков, работающих в больницах и поликлиниках, думает о лекарственном обеспечении и техническом оснащении, о нормах труда и зарплатах. Нормальное функционирование лечебных учреждений интересует больше всего тех, кто в них работает, а не тех, кто ими управляет или посещает их в качестве пациента. Таким образом, нормальная медицина оказывается выгодна и нужна самим людям в белых халатах, а другие не понимают этого. Это и есть главный парадокс, о котором я говорил. По уму хорошо работающая медицина выгодна и нужна всем, кто к ней причастен, но самые заинтересованные в ней – это медики, которые пытаются объяснить всем вокруг то, что они и так должны понимать.

Виктор Лебедев, врач-психиатр, руководитель проекта "Дело Пинеля"

Похожие публикации
FDA одобрило два новых препарата для лечения психических расстройств
Начало лета уже успело удивить и порадовать многих психиатров, следящих за фармацевтическими новинками. 
4334
Другие взгляды: почему между врачами и пациентами всегда будут разногласия
Конфликты между врачами и пациентами в последнее время часто превращаются в новости. 
2258
Пересмотр посттравматических состояний в МКБ-11
В последние годы в психиатрическом профессиональном сообществе активно обсуждается роль травматических событий – однократных или повторяющихся – для развития психических расстройств. 
9396
COVID-19 SARS-CoV-2 алкоголизм антибиотики антидепрессанты антитела артериальная гипертензия ацетилхолин беременность бессонница бисопролол Блогеры РМЖ болезнь Альцгеймера вебинар вебинары рмж Вейновские чтения витамины ВРАЧ врач-минималист врач-психиатр врачи головная боль головной мозг делирий Дело Пинеля деменция депрессия дети диабет диагностика деменции доктор иммунитет ингибиторы протонной помпы ИПП когнитивные снижение когнитивные функции коронавирус коронавирусная инфекция Лебедев лекарственные препараты Литвиненко медицина медицинские препараты МРТ нарушения сна ожирение онкология ОРВИ офтальмология пандемия пациент питание пожилые послеродовая депрессия профилактика психиатрия психические заболевания психические расстройства психическое здоровье психическое расстройство рмж РМЖ сердечно-сосудистые заболевания слабоумие сон статины суицид шизофрения эмоции Ямщиков
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше