28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Почему нужно диагностировать и лечить деменцию?
759
06.09.2021
Деменция – это психическое расстройство, в основе которого лежит изменение в работе головного мозга, вызванное различными причинами – от нейродегенеративных заболеваний до нехватки некоторых витаминов.
[spoiler]
Деменция – это психическое расстройство, в основе которого лежит изменение в работе головного мозга, вызванное различными причинами – от нейродегенеративных заболеваний до нехватки некоторых витаминов. Основное, но не единственное проявление деменции – это нарушение когнитивных функций, приводящее к социально-бытовой дезадаптации, т.е. утрате человеком способности самостоятельно решать повседневные проблемы (приготовление пищи, покупка продуктов и оплата счетов, уборка, а также самостоятельное надевание одежды и осуществление гигиенических процедур). Общим местом в обсуждении проблемы деменции остаются слабые успехи в поиске лекарства существенно влияющего на ход болезни, т.е. модифицирующего её. Имеющиеся в нашем арсенале препараты способны замедлить ход болезни, изменить кое-какие симптомы, но не остановить больщую часть случаев болезни. Тогда зачем нам тратить время, силы и ресурсы системы здравоохранения на эту проблему, если она так сложна и кажется не решаемой?

Сам вопрос, сформулированный в этом виде, звучит ужасно. Если немного раздвинуть рамки его использования, то же самое можно спросить у онкологов, хирургов или врачей других специальностей, которые лечат заболевания без надежды на выздоровление пациента. Этот вопрос приобретает совершенно людоедский тон, если мы применим его к паллиативной службе. Любой человек имеет право получить лечение, облегчающее его страдания, а в случае деменции мы говорим и о тех, кто окружает пациента. Как и многие психические расстройства, деменция затрагивает не только самого болеющего ей человека, но и его окружение. Порой даже не ясно, на кого болезнь пациента оказывает большее влияние.

Становится ли тогда диагностика и лечение деменций «паллиативной» психиатрией, где мы, врачи, делаем комфортнее последние месяцы и годы жизни пожилого пациента? Не думаю, и у меня есть по этой причине несколько соображений. Во-первых, не все случаи деменции необратимы, и правильная диагностика помогает найти эти случаи. По этой причине так важно комплексно обследовать пациента с деменцией, в частности, хотя бы провести МРТ головного мозга и направить на консультацию к неврологу. В ряде случаев мы можем выявить обратимую причину заболевания и значительно улучшить состояние пациента, как это может произойти в случае нормотензивной гидроцефалии или дефицита витамина B12. Во-вторых, нет ничего плохого в том, чтобы врачи занимались облегчением положения пациента и его близких. Это не превращает наши действия в бессмысленные по умолчанию. Я думаю, мы не можем себе позволить отказать людям в помощи, если проблемы вызваны психическим нарушением или иной болезнью, потенциально неизлечимой. Я сразу же уточню, что речь не о постоянном спасении пациентов ценой собственного комфорта и собственной жизни медицинских работников, а про самостоятельный выбор профессионального поля деятельности. Не могу обязать никого к героизму в системе здравоохранения нашей страны, да и не считаю, что самим врачам нужен этот героизм. Даже тяжёлая и эмоционально сложная работа – прежде всего работа, а потом уже всё остальное.

Даже на современном этапе лечения деменций, когда мы не можем значительно изменить течение болезни, наших знаний и умений хватает, чтобы сделать жизни пациента и тех, кто его окружает, значительно лучше. Нормализация настроения, улучшение сна, исчезновение бреда и галлюцинаций, уменьшение агрессивного поведения и сексуальной расторможенности – это цели для медикаментозных и поведенческих вмешательств при деменции, которые и составляют суть лечения этого расстройства. Подобные вмешательства не только уменьшают субъективные страдания самого пациента и его близких, но и сохраняют пациенту с деменцией самостоятельность. Последнее важно в том смысле, что многие родственники начинают ухаживать за пациентом с деменцией самостоятельно, из-за чего вынуждены уходить с работы или даже разводиться с супругами. Это ещё одно доказательство того, что влияние деменции распространяется гораздо дальше, чем мы можем себе представить.

Также пациенты с деменцией могут быть и напрямую полезны обществу. Мы знаем, что число случаев деменции растёт, что связано со старением населения. Это приводит к тому, что формируется значительная группа людей, нуждающаяся в профессиональной помощи и уходе. Своевременная и точная диагностика поможет создать рабочие места для людей, которые будут ухаживать за пациентами с деменцией. Описание потребности, уточнение её масштабов (деменция – это ещё одна психиатрическая эпидемия, как и депрессия) – шаги к изменению ландшафта социальной службы страны, но без грамотной диагностики мы не увидим этих изменений.

Виктор Лебедев, врач-психиатр, руководитель проекта "Дело Пинеля"

Похожие публикации
Антидепрессанты могут улучшить состояние пациента при коронавирусе и дело не в настроении
Чем дольше мы живём с коронавирусом, чем продолжительнее эта «новая реальность», тем больше информации становится доступно для исследования.
6082
Коронавирус может стать фактором, ускоряющим развитие болезни Альцгеймера
Проблема коронавирусной инфекции COVID-19 заключается не только в том, какие негативные события происходят с пациентом во время болезни, но и в том, что влияние перенесённой инфекции продолжается и после выздоровления.
1538
Психозы при коронавирусной инфекции
Одна из особенностей коронавирусной инфекции – её способность вызывать нейропсихиатрические симптомы при заболевании и их возникновение после выздоровления. 
9656
COVID-19 SARS-CoV-2 алкоголизм антибиотики антидепрессанты антиоксиданты антитела артериальная гипертензия ацетилхолин беременность бессонница бисопролол Блогеры РМЖ болезнь Альцгеймера боль в спине Витамин D витамины ВРАЧ врач-минималист врач-психиатр врачи головная боль головной мозг головокружение делирий Дело Пинеля деменция депрессия дети диагностика деменции доктор иммунитет ингибиторы протонной помпы когнитивные функции коронавирус коронавирусная инфекция Лебедев лекарственные препараты лечение головной боли Литвиненко маска медицина медицинские препараты МРТ мужчины ожирение ОРВИ организация здравоохранения офтальмология пандемия пациент пожилые послеродовая депрессия психиатрия психические заболевания психические расстройства психическое здоровье психическое расстройство рмж Россия сердечно-сосудистые заболевания слабоумие сон статины страх суицид тревога шизофрения эмоции Ямщиков
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше