Floortime DIR (от D-development, I-Individual, R-Relations) - как недирективный вариант для улучшения коммуникации и эмоционального интеллекта

Импакт фактор - 0,628*

*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Последние записи

09.08.2020 Виктор Лебедев

Диагностика делирия

0
62
0
06.08.2020 Виктор Ямщиков

Головокружение и неустойчивость. Часть 2

0
142
0
06.08.2020 Редакция РМЖ

COVID-19. Онлайн-конференция с участием ведущих ученых мира.

0
86
0
02.08.2020 Виктор Лебедев

Подростков лишили права на медицинскую тайну

0
99
0
31.07.2020 Виктор Ямщиков

Головокружение и неустойчивость. Часть 1

2
580
0

Категории записей

Облако меток

10.05.2020 Категория: Главные редакторы РМЖ Автор: Редакция РМЖ

В последние десятилетия индивидуальный подход - как в здравоохранении, так и в педагогике - выходит на передний план. Появляются новые и новые методы, которые учитывают индивидуальные особенности ребенка и родителей. Периодически кажется, что существует потребность в индивидуальном семейном терапевте, который мог бы комплексно воспринимать все многочисленные аспекты потребностей конкретной семьи при воспитании ребенка с серьёзным заболеванием или отклонением в развитии. Зачастую с развитием рехабилитационных техник, компьютерных усстройств и технологий возникает вопрос - что именно нужно человеку с особыми потребностями, чтобы стать полноправным членом общества? Что делает нас успешными людьми вообще? Умение двигаться, умение использовать свои руки для создания чего-либо или хотя бы элементарного самообслуживания , умение мыслить? К сожалению, каждая из этих способностей может никуда не привести, если человек не может использовать их в сотрудничестве с другими - общение является основой. Что даёт способность к коммуникации? Это возможность дать свой ответ родственникам, который позволяет им получить сигнал о том, что они на правильном пути, и поддержка ребенку действительно нужна и он её принимает. Это способность показать миру свои мысли, чувства и желания, что в целом создает мотивирующую среду, которая помогает преодолеть барьеры ,возникшие из-за особенностей развития или нарушений здоровья.

Таким образом, общение является основой процессов, способствующих развитию. Это так же подходит для общества как такового, организации или семьи - группа людей без коммуникации не сможет существовать. Что необходимо для развития коммуникации и почему людей с расстройствами аутистического спектра (в основном люди с нарушениями коммуникативного развития) становится больше? Как помочь развить общение - как мышцы, через тренировку, или используя какие-то устройства - как очки для плохого зрения? По определению, аутизм - это «пожизненное расстройство, которое влияет на то, как человек общается с другими людьми и миром, который он видит вокруг» (The National Autistic Society, 2017). Однако есть пациенты, которые несмотря на проблемы аутичного спектра, учатся интегрироваться в обществе, «обходя» свои особенности или частично их компенсируя, а затем делятся своим опытом в социальных сетях для пациентов - помогая другим людям с похожими проблемами и их родственникам.


Когда речь заходит о коммуникации, существует четырехсторонняя модель, разработанная немецким психологом Фридеманом Шульцем фон Тун (Friedemann Schulz von Thun). По его описанию, существует четыре уровня общения - контент (то, что вы хотите сказать точно - факты); уровень межличностных отношений (что инициатор общения думает о своём партнёре по коммуникации , как высоко его ценит); уровень ожиданий (что ожидается от партнера по общению как результат коммуникации); уровень экспрессии (чувства и мотивация инициатора коммуникации). Поэтому важно, чтобы мы не только позаботились о том, чтобы у ребёнка было что сказать, но и о том, чтобы он был заинтересован в том, чтобы войти в контакт и проявить инициативу, чтобы он интересовался окружающими его людьми и хотел бы получить некоторую обратную связь от партнёра по общени, а также имел какие-то ожидания в отношении партнёра по коммуникации. К счастью, большинство нейротипических детей осваивают этот процесс инстинктивно, неосознанно.


Что происходит с детьми аутистического спектра? У них есть сенсорные проблемы, что ухудшает как способности к восприятию информации, так и способность инстинктивного межличностного понимания; им характерен сниженнный интерес к окружающим людям и отсутствие понимания того, что от них можно ожидать. В результате нарушн как уровень ожидания, так и уровень экспрессии. Это также способствует тому, что со временем, не имея способностей к развитию ни одного из уровней общения, общая способность к коммуникации всё больше и больше отстаёт от возрастной нормы. Поэтому ребенок, который изначально имеет некоторый контакт с окружающей средой, постепенно становится все более и более погружённым в свой мир и менее доступным для контакта. Таким образом, повышая его интерес к людям, поощряя инициативу и помогая предвидеть последствия вовлечения другого человека, мы могли бы значительно улучшить перспективы роста коммуникативных способностей, разумеется, в пределах индивидуальных ограничений, что в значительной степени определяется индивидуальными сенсорными характеристиками пациентов с аутизмом.


Думая о необходимости работы одновременно во всех этих направлениях ради такого же естественного хода развития коммуникации, как постепенно развивается моторика, др. Стэнли Гринпин и его коллеги создали метод Floortime DIR для работы с пациентами с коммуникативными нарушениями и их близкими, который основывается на наблюдениях и исследованиях и обладает широкой доказательной базой. Доктор Стэнли Гринспен, детский психиатр, более 40 лет назад осознал, что для улучшения коммуникации, сотрудничества и способности к обучению необходимо воспринимать ребенка на том уровне, где он - как умственно, так и физически – находится в конкретный момент, то есть необходимость встретить ребёнка на его уровне. Специалист находится на уровне ребенка и полностью включен в общение (отсюда и название FLOORTIME - дословно «время на полу» - то есть рядом с ребенком). Доктор Гринспен разработал свой метод (The Greenspan Floortime Approac) ,сделав его доступным для родителей и специалистов, работающих с детьми.


Он изучал развитие чувств и мышления у младенцев, детей и подростков, как теоретически, так и практически. Он внес большой вклад, показав важность ранней диагностики и вмешательства в работе с младенцами и детьми с уже проявленными или прогнозируемыми расстройствами развития. Д-р Стэнли Гринпин написал десятки книг и научных статей, обосновывающих его подход к диагностике нарушений развития и методов их преодоления.


Принципы метода.
Суть метода, описанного на сайте https://www.stanleygreenspan.com/resources/about-floortime, заключается в том, чтобы « встретить» ребенка на том уровне, на котором он находится, и укрепить его сильные стороны и способности посредством теплых отношений и взаимодействия. Таким образом открыввается путь к саморазвитию, часто разрешающий продвинуться намного дальше, чем прогнозируемая статистика при конкретном нарушении. На занятии время посвящено изучению интересов ребенка, вовлечению ребенка в совместную деятельность и стимуляцией творческого потенциала, интереса и спонтанности ребенка - все это помогает как в интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии. По мере того, как ребенок растет и развивает речь и мышление, занятия начинают напоминать своеобразный диалог, разрешающий позитивно поддерживать идеи ребенка во время контакта. Работа терапевта, во-первых, заключается в том, чтобы следовать за лидерством ребенка - соединиться с его или ее миром и эмоциями, во-вторых - побудить ребенка быть спонтанным и творческим, и в-третьих, развить такую деятельность, чтобы ребёнок в полной мере мог проявлять свои двигательные и сенсорные способности, обеспечивая поддержкой в случае сенсорных затруднений. Сосредоточение внимания на ребенке помогает развить практическую основу для мышления - практическое участие, символическое мышление, эмоции и моторные навыки. Занятия FLORTIMEDIR могут проводиться специалистом или родителем, который обучен работе со своим ребенком с учетом индивидуальных сенсорных характеристик как ребенка, так и родителя. Желательно, чтобы параллельно с работой родителей на дому (если родитель обучен работе с ребенком), регулярно происходили и консультации специалистя, которые помогают родителям адаптироваться к меняющимся потребностям ребенка. Метод может быть использован как при работе с детьми с нарушениями развития, так и при создании условий для успешного эмоционального и интеллектуального развития здорового ребенка, так как в последнее время проблемы с развитием коммуникации у полностью здоровых детей также наблюдаются чаще.


Некоторые фактологические данные об эффективности DIR Floortime (с сайта ICDL).

С 2011 года было опубликовано несколько исследований, демонстрирующих значительное улучшение состояния детей с расстройствами аутистического спектра, которые использовали метод DIR Floortime, по сравнению с традиционно используемыми поведенческими методами (Solomon, et al., 2014; Casenheiser, Shanker, & Steiben, 2011; Lal and Chhabria, 2013; Pajareya и Kopmaneejumruslers, 2011). Эти исследования также демонстрируют положительный эффект участия родителей / опекунов в регулярной работе с ребенком (Casenheiser et al., 2011; Solomon, et al., 2014), а также улучшение понимания специфических способностей ребенка, проявление у ребёнка способности следовать правилам, расширение взаимного общения, возростание понимания причин и следствий, улучшение эмоционального мышления (Lal and Chhabria, 2013). Solomon, Necheles, Ferch и Bruckman (2007) - также создали программу, применённую в 17 штатах США для работы с подростками, страдающими аутизмом, на основе принципов DIR, результаты которой показали значительное улучшение уровней функционального развития детей. 100% родителей сообщили о своём удовлетворении участием в программе. Затраты на использование DIR Floortime в рамках еженедельных занятий были описаны Casenhiser et al. (2012) и составлял около 5000 долл. США на ребенка в год (США), что значительно меньше, чем любая другая программа, применяемая в США для работы с детьми в этих ситуациях (Flanders et al., 2005; Motiwala et al., 2006). Есть также сообщения о клинических случаях, которые демонстрируют индивидуальный эффект занятий DIRFloortime в течении последовательных лет работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. (Dionne and Martini (2011), Wieder and Greenspan (1997, 2005)) - Были описаны как хорошие отдаленные результаты для развития способностей детей и улучшения семейных отношений и эмоциональной стабильности. Публикации последних лет, которые можно увидеть в базе данных PubMed, также показывают положительные результаты метода, а также связь результатов ребёнка со способностью вовлечь родителей в ежедневное использование метода дома. (Factors associated with parent engagement in DIR/Floortime for treatment of children with autism spectrum disorder.Praphatthanakunwong N, Kiatrungrit K, Hongsanguansri S, Nopmaneejumruslers K.; Gen Psychiatr. 2018 Oct 31;31(2): ; STRENGTHENING THE REFLECTIVE FUNCTIONING CAPACITIES OF PARENTS WHO HAVE A CHILD WITH A NEURODEVELOPMENTAL DISABILITY THROUGH A BRIEF, RELATIONSHIP-FOCUSED INTERVENTION. Sealy J, Glovinsky IP; Infant Ment Health J. 2016 Mar-Apr;37(2):115-24. doi: 10.1002/imhj.21557. Epub 2016 Feb 19.; Phys Occup Ther Pediatr. 2014 Nov;34(4):356- 7..3109/01942638.2014.918074. Epub 2014 May 27 Home- ased DIR/Floortime intervention program for preschool children with autism spectrum disorders: preliminary findings.Liao ST, Hwang YS, Chen YJ, Lee P, Chen SJ, Lin LY.). Согласно различным исследованиям, использование метода улучшает способность воспитателя понимать потребности ребенка, распознавая элементы вербального и невербального общения. Способность опекуна отвечать на призыв ребенка к общению также улучшает качество ухода и эмоциональное благополучие как ребенка, так и родителей. Улучшается способность ребенка генерировать идеи и решать проблемы, строить социально значимые отношения и общаться как в устной, так и в невербальной форме. В результате улучшается общий уровень функционирования. В отличие от других методов, применяемых у пациентов с расстройствами аутистического спектра (таких как АБА), метод не ориентирован на решение конкретных задач, но работает с ребенком целостно, позволяя ребенку создавать вектор развития и, таким образом, развивая способность наблюдать, думать, учиться в дальнейшем из окружающей среды, как делают его «нейротипичные» сверстники.

В настоящее время я работала с 7 детьми с различными типами расстройств коммуникации в течение 2-3 месяцев (2 ребенка с расстройствами аутистического спектра, 1 ребенок с полимикрогирией, 1 ребенок с синдромом Cri-du-chat, 1 ребенок с трисомией 21 хромосомы, 2 ребенка с синдромом Денди-Волкера, 1 ребенок с нарушениями поведения и речи, возраст детей от 13 месяцев до 9 лет) в рамках курса ICDL DIRFloortime 201 Учитывая небольшую продолжительность работы и проведение её в рамках учебного процесса, это нельзя считать полным курсом терапии. Из 8 детей двое участвовали нерегулярно (1 из-за проблем со здоровьем у матери и 1 из-за прорезывания зубов и температурных реакций, еоторые затрудняли планирование времени занятий), остальные посещали занятие один раз в неделю в течение 30-40 минут. Родители всех детей в заключительном разговоре отметили улучшение навыков общения детей и улучшение контакта с ребенком в повседневной жизни по сравнению с периодом до начала занятий. Дети были рады посещать занятия, и коммуникация и общение во время занятия заметно улучшилось с каждым из детей. Единственным побочным эффектом, который можно оценивать по-разному, является замеченное родителями двоих детей - если до начала занятий они были равнодушны к полкам с игрушками в магазине, то теперь они указывают на игрушки и демонстрируют желание играть. Учитывая, что завершение занятий совпало с предновогодним временемб это упростило для родителей выбор подарков для своих детей. Родители также отметили, что дети стали проводить больше времени с игрушками дома, активно играя, как самостоятельно, так и с родителями, братьями и сестрами.

Я надеюсь, что DIR Floortime, как подробно разработанный, доказательный и широко используемый в мире метод, может стать доступным для использования и в Латвии для улучшения функционирования, общения, эмоционального баланса и благополучия детей с нарушениями развития, сенсорных и когнитивных способностей в целом.

Авторы
Илзе Штрале, Юлия Цируле - Галуза - Лиепайская региональная больница.
Катрина Булавкина - Университет им. Страдыня, резидент.
Галина Исткович - магистр социальной работы, психотерапевт (частная практика Нью Йорк, США); DIR-эксперт, инструктор, клинический консультант,ICDL, Бетесда, США
Нравится
0
186
0
Предыдущая запись
Следующая запись
Добавить комментарий
Наши партнеры
Boehringer
Jonson&Jonson
Verteks
Valeant
Teva
Takeda
Soteks
Shtada
Servier
Sanofi
Sandoz
Pharmstandart
Pfizer
 OTC Pharm
Lilly
KRKA
Ipsen
Gerofarm
Egis
Dr. Reddis
Зарегистрируйтесь сейчас и получите доступ к полезным сервисам:
  • Загрузка полнотекстовых версий журналов (PDF)
  • Актуальные новости медицины
  • Список избранных статей по Вашей специальности
  • Анонсы конференций и многое другое

С нами уже 50 000 врачей из различных областей.
Присоединяйтесь!
Если Вы врач, ответьте на вопрос:
Дисфагия это:
Нажимая зарегистрироваться я даю согласие на обработку моих персональных данных
Если Вы уже зарегистрированы на сайте, введите свои данные:
Войти
Забыли пароль?
Забыли пароль?