Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.
Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.
На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.
Появление пациентских организаций является следствием того, что медицинская практика вышла из-под единоличного контроля врачей и государства. У людей появился запрос на самостоятельные решения относительно своего здоровья, и это стало подтачивать традиционный патерналистский подход в медицине. Раньше было принято считать, что врачи должны всецело управлять процессом лечения. Личная инициатива пациента воспринималась в лучшем случае как ненужный фактор, а часто как вредный – «Не мешайте мне Вас лечить!». Со временем отношения между врачом и пациентом стали меняться. Люди начали вмешиваться в повседневную медицинскую практику. Они изменяли медицину как вид деятельности.
Почему это так важно – слушать и учитывать мнение пациентских групп? Достаточно одной причины: медицина должна работать на благо пациентов. Врач не может посмотреть на болезнь и лечение глазами пациента. Нормальная медицина не может существовать без разговора с пациентом, без учета пользы и комфорта для него.
Пациентские организации участвуют в обучении пациентов. Так снижается нагрузка на врачей, создаются дополнительные институты, берущие на себя часть врачебных функций. Эти организации реагируют на запрос пациентов более гибко, чем традиционные медицинские учреждения. В этом отношении они несут большую пользу для врачей и пациентов.
Сообщества пациентов защищают интересы людей с определёнными заболеваниями. Без их работы не существовало бы программы «Семь нозологий» в том виде, в котором она реализуется в настоящее время. Пациентские организации поднимают шум вокруг проблем пациентов, разбирают конфликтные ситуации, реально защищая права своих участников. Это очень важная функция, хотя и не всегда приятная для врачей и их руководителей.
Ещё одна, не самая очевидная функция пациентских организаций – это формирование пациентского сообщества и образа болезни. Заявляя о своём существовании, говоря о своих проблемах, пациенты привлекают внимание общества ко многим проблемам. Так формируется общественный диалог в сфере медицины. В процессе диалога возникает общественная норма отношения к какому-то расстройству или нарушению.
Пациенты должны участвовать в собственном лечении, и докторам стоит их активно к этому побуждать. В идеале врачи должны знать о пациентских организациях, которые работают в его городе и регионе по его профильной патологии. Направление человека в такую организацию может стать мощным ресурсом для пациента и поддержать его и близких в борьбе с болезнью.
Подробнее о пациентских организациях и их истории можно прочесть в этих статьях:
Пациентский активизм и борьба с хроническими заболеваниями - https://biomolecula.ru/articles/patsientskii-aktivizm-i-borba-s-khronicheskimi-zabolevaniiami
Как найти «свою» пациентскую организацию - https://www.miloserdie.ru/article/kak-najti-svoyu-patsientskuyu-organizatsiyu/
Виктор Лебедев, врач-психиатр, руководитель проекта "Дело Пинеля"