O. Xabib
50 лет назад
военный трибунал в Нюрнберге,
представленный судьями, врачами и
адвокатами из США, Великобритании,
Франции и СССР, вынес приговор
нацистским врачам, а также
адвокатам за превращение
германской юридической системы в
орудие деспотизма, мародерства и
массового уничтожения. Итогом
процесса стал международный закон -
Нюрнбергский Кодекс (НК), ставший
основой для появления в 1948 г.
"Всеобщей Декларации прав
человека" и зарождения
международного движения в защиту
прав человека. Создание НК явилось
признанием того, что существуют
военные преступления и
преступления против мира и
человечества и что преступники
понесут наказание, даже если их
действия не противоречат законам
их стран или мотивируются
исполнением приказов.
Главным положением НК,
содержащего 10 пунктов в защиту прав
субъектов медицинских
исследований, является требование
о получении от субъекта
исследования информированного
добровольного согласия на участие
в исследовании, а также сохранение
за ним права отказаться от
исследования в любое время. Однако
НК никогда не был формально признан
международной конвенцией в
качестве международного закона
(только главное положение было
включено в 7-ю статью
Международного соглашения ООН по
гражданским и политическим правам,
1966 г.), что побуждает врачей и
правительства бороться за придание
кодексу статуса международного
этического документа. И для этого
есть основания. Многие медицинские
исследователи продолжают
по-прежнему стирать разницу между
врачом (на службе у больного) и
ученым-исследователем (на службе у
протокола для доказательства
гипотезы), лечением и
экспериментом, больным и субъектом
исследований. Но эти различия
принципиальны с точки зрения
защиты прав человека, поскольку в
тех случаях, когда исследование
преподносится как лечение
больного, права субъектов
исследования могут быть забыты и
попраны. Закон о правах человека и
медицинская этика неразрывно
связаны, их значимость для общества
является главным наследием
Нюрнберга. Врачам необходимо
провозгласить, соблюдать и беречь
универсальный кодекс медицинской
этики, основанный на соблюдении
прав человека во имя всего
человечества, так как даже врачи, не
имеющие никакого отношения к
нацизму, не застрахованы от попыток
политических, экономических и
прочих организаций использoвать их
работу в своих интересах. История
доказала, что наделенные властью и
привилегиями врачи могут забыть о
своем главном предназначении и
нормах медицинской этики,
использовать профессиональные
знания и умения для убийств, пыток и
уничтожения людей под эгидой
прогресса медицинской науки.
Нацистские врачи поддались
соблазну иметь в качестве больного
все государство и уничтожать целые
народы в борьбе за его здоровье.
Нацистскую медицину отличало
антигуманное отношение к некоторым
социально-этническим группам;
социальные и политических проблемы
медикализировались, врачей
готовили к выполнению политических
задач правительства, воспитывая у
них страх непослушания, т. е.
принуждая к сотрудничеству с
властями; имели место
бюрократизация и игнорирование
вопросов этики и прав человека. Не
следует утешать себя тем, что
подобные явления канули в Лету.
Примерами использования медицины в
государственных интересах в наше
время являются эксперименты по
изучению воздействия радиации на
человека в годы холодной войны в
США, исследование новых
лекарственных препаратов на
солдатах (без их ведома) во время
войны в Персидском заливе,
использование врачей для
исполнения смертных приговоров
путем введения летальных доз
препаратов, психиатров для
усмирения заключенных,
использование знаний врачей в
военных немедицинских целях,
санкционированное правительством
использование врачей для
осуществления эвтаназии и пр. К
сожалению, этические кодексы не
гарантируют, что знания и умение
врача не будут использованы в
антигуманных целях
правительствами, военными
учреждениями и корпорациями.
Врачам нужна поддержка, чтобы они
могли соблюдать принципы
медицинской этики и права человека,
а также наказать тех, кто их
нарушил. Требуются универсальный
международный кодекс и
международный суд, рассматривающий
случаи нарушения прав человека,
наподобие непрерывного
Нюрнбергского процесса. В
разработке и воплощении такого
проекта должны участвовать и врачи.
Уже сейчас существуют организации
врачей, борющиеся в масштабах
планеты за права человека ("Врачи
мира за предотвращение ядерной
войны", "Врачи за социальную
ответственность" и "Врачи за
права человека"), но в идеальном
варианте этим должен заниматься
международный союз врачей и
юристов. Через такую организацию
врачи и юристы всего мира могли бы
предавать гласности случаи
нарушения прав человека врачами,
адвокатами и судьями и подвергать
нарушителей наказанию в виде
"профессиональной изоляции",
отказывая им в выдаче лицензии на
работу или в возможности повысить
квалификацию, участвовать в
профессиональных встречах и
публиковать свои труды за
пределами страны. Адвокаты будут
поддерживать тех врачей, которые
отказываются использовать свои
профессиональные навыки не по
назначению, и представлять их
интересы в судах и учреждениях.
Адвокаты будут и должны
поддерживать законы, защищающие
профессиональную автономию врача
при соблюдении норм медицинской
этики и прав человека.
Юбилей НК - это напоминание об
ужасах, которые могут быть связаны
с деятельностью врачей, когда нормы
медицинской этики попираются
идеологией тоталитарного
государства. Врачи обязаны понять,
как и почему представители
профессии, служащей здоровью и
излечению от болезней, могут
использовать свои знания и навыки
для убийств и пыток во имя
интересов своей страны. Во всех
случаях, когда война, политика или
идеология вынуждают смотреть на
человека как на объект, человек
утрачивает свою человеческую
сущность. Наследием Нюрнберга и
процесса над врачами является
понимание того, что врачи несут
особую ответственность перед
обществом в вопросах защиты прав
человека и что медицинская этика,
не предусматривающая соблюдение
прав человека, является лишь
набором ничего не значащих слов.
Литература:
Grodin MA, Annas GJ. Legacies of Nuremberg. Medical Ethics
and Human Rights. JAMA 1996;276:1682-3.