Медицинская этика. ТЕНЬ НЮРНБЕРГА: МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Читайте в новом номере

Импакт фактор - 0,584*

*пятилетний ИФ по данным РИНЦ

Регулярные выпуски «РМЖ» №12 от 17.06.1997 стр. 12
Рубрика: Общие статьи

Для цитирования: Медицинская этика. ТЕНЬ НЮРНБЕРГА: МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА // РМЖ. 1997. №12. С. 12

О. Хабиб


O. Xabib

50 лет назад военный трибунал в Нюрнберге, представленный судьями, врачами и адвокатами из США, Великобритании, Франции и СССР, вынес приговор нацистским врачам, а также адвокатам за превращение германской юридической системы в орудие деспотизма, мародерства и массового уничтожения. Итогом процесса стал международный закон - Нюрнбергский Кодекс (НК), ставший основой для появления в 1948 г. "Всеобщей Декларации прав человека" и зарождения международного движения в защиту прав человека. Создание НК явилось признанием того, что существуют военные преступления и преступления против мира и человечества и что преступники понесут наказание, даже если их действия не противоречат законам их стран или мотивируются исполнением приказов.
  Главным положением НК, содержащего 10 пунктов в защиту прав субъектов медицинских исследований, является требование о получении от субъекта исследования информированного добровольного согласия на участие в исследовании, а также сохранение за ним права отказаться от исследования в любое время. Однако НК никогда не был формально признан международной конвенцией в качестве международного закона (только главное положение было включено в 7-ю статью Международного соглашения ООН по гражданским и политическим правам, 1966 г.), что побуждает врачей и правительства бороться за придание кодексу статуса международного этического документа. И для этого есть основания. Многие медицинские исследователи продолжают по-прежнему стирать разницу между врачом (на службе у больного) и ученым-исследователем (на службе у протокола для доказательства гипотезы), лечением и экспериментом, больным и субъектом исследований. Но эти различия принципиальны с точки зрения защиты прав человека, поскольку в тех случаях, когда исследование преподносится как лечение больного, права субъектов исследования могут быть забыты и попраны. Закон о правах человека и медицинская этика неразрывно связаны, их значимость для общества является главным наследием Нюрнберга. Врачам необходимо провозгласить, соблюдать и беречь универсальный кодекс медицинской этики, основанный на соблюдении прав человека во имя всего человечества, так как даже врачи, не имеющие никакого отношения к нацизму, не застрахованы от попыток политических, экономических и прочих организаций использoвать их работу в своих интересах. История доказала, что наделенные властью и привилегиями врачи могут забыть о своем главном предназначении и нормах медицинской этики, использовать профессиональные знания и умения для убийств, пыток и уничтожения людей под эгидой прогресса медицинской науки. Нацистские врачи поддались соблазну иметь в качестве больного все государство и уничтожать целые народы в борьбе за его здоровье. Нацистскую медицину отличало антигуманное отношение к некоторым социально-этническим группам; социальные и политических проблемы медикализировались, врачей готовили к выполнению политических задач правительства, воспитывая у них страх непослушания, т. е. принуждая к сотрудничеству с властями; имели место бюрократизация и игнорирование вопросов этики и прав человека. Не следует утешать себя тем, что подобные явления канули в Лету. Примерами использования медицины в государственных интересах в наше время являются эксперименты по изучению воздействия радиации на человека в годы холодной войны в США, исследование новых лекарственных препаратов на солдатах (без их ведома) во время войны в Персидском заливе, использование врачей для исполнения смертных приговоров путем введения летальных доз препаратов, психиатров для усмирения заключенных, использование знаний врачей в военных немедицинских целях, санкционированное правительством использование врачей для осуществления эвтаназии и пр. К сожалению, этические кодексы не гарантируют, что знания и умение врача не будут использованы в антигуманных целях правительствами, военными учреждениями и корпорациями. Врачам нужна поддержка, чтобы они могли соблюдать принципы медицинской этики и права человека, а также наказать тех, кто их нарушил. Требуются универсальный международный кодекс и международный суд, рассматривающий случаи нарушения прав человека, наподобие непрерывного Нюрнбергского процесса. В разработке и воплощении такого проекта должны участвовать и врачи. Уже сейчас существуют организации врачей, борющиеся в масштабах планеты за права человека ("Врачи мира за предотвращение ядерной войны", "Врачи за социальную ответственность" и "Врачи за права человека"), но в идеальном варианте этим должен заниматься международный союз врачей и юристов. Через такую организацию врачи и юристы всего мира могли бы предавать гласности случаи нарушения прав человека врачами, адвокатами и судьями и подвергать нарушителей наказанию в виде "профессиональной изоляции", отказывая им в выдаче лицензии на работу или в возможности повысить квалификацию, участвовать в профессиональных встречах и публиковать свои труды за пределами страны. Адвокаты будут поддерживать тех врачей, которые отказываются использовать свои профессиональные навыки не по назначению, и представлять их интересы в судах и учреждениях. Адвокаты будут и должны поддерживать законы, защищающие профессиональную автономию врача при соблюдении норм медицинской этики и прав человека.
  Юбилей НК - это напоминание об ужасах, которые могут быть связаны с деятельностью врачей, когда нормы медицинской этики попираются идеологией тоталитарного государства. Врачи обязаны понять, как и почему представители профессии, служащей здоровью и излечению от болезней, могут использовать свои знания и навыки для убийств и пыток во имя интересов своей страны. Во всех случаях, когда война, политика или идеология вынуждают смотреть на человека как на объект, человек утрачивает свою человеческую сущность. Наследием Нюрнберга и процесса над врачами является понимание того, что врачи несут особую ответственность перед обществом в вопросах защиты прав человека и что медицинская этика, не предусматривающая соблюдение прав человека, является лишь набором ничего не значащих слов.
  

Литература:


  Grodin MA, Annas GJ. Legacies of Nuremberg. Medical Ethics and Human Rights. JAMA 1996;276:1682-3.
  


Оцените статью


Поделитесь статьей в социальных сетях

Порекомендуйте статью вашим коллегам

Предыдущая статья
Следующая статья

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь на сайте для того чтобы оставить комментарий.

зарегистрироваться авторизоваться
Наши партнеры
Boehringer
Jonson&Jonson
Verteks
Valeant
Teva
Takeda
Soteks
Shtada
Servier
Sanofi
Sandoz
Pharmstandart
Pfizer
 OTC Pharm
Lilly
KRKA
Ipsen
Gerofarm
Gedeon Rihter
Farmak