Сегодня в России не выпускаются либо выпускаются в ограниченном количестве онкологические препараты, инсулины, антибиотики группы цефалоспоринов, многие препараты для анестезиологии и лечения сердечно-сосудистых заболеваний, большинство медикаментов для лечения бронхиальной астмы, синтетические сахаропонижающие, а также дезинфицирующие средства.
В 1994 г. из-за отсутствия средств на поддержание основных фондов, приобретение сырья и оплату энергоресурсов в России было приостановлено производство свыше 150 фармпрепаратов, в том числе противотуберкулезных, гормональных, психотропных, сердечно-сосудистых и витаминов. Практически все производственные мощности заводов медицинского профиля спроектированы более 30 лет назад, за последние 15-20 лет не построено ни одного завода по производству медикаментов, основные фонды предприятий изношены в среднем на 70 - 70%, загрузка производственных мощностей снизилась до 30 - 65%.
Несмотря на тяжелое положение в фармацевтической промышленности России, ее общий производственный потенциал весьма значителен. По оценке руководителей ассоциации "Росмедпром", имеющиеся в стране мощности способны удовлетворять не менее 80% потребностей в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения. По мнению начальника управления Минздравмедпрома Российской Федерации Ю. Дощицына, отечественная фармацевтическая индустрия уже начала выходить из кризиса. Выпускается более 2 тыс лекарственных препаратов и около 8 тыс изделий медицинской техники. Объемы выпуска медицинской продукции позволяют полностью удовлетворять потребности населения по 313 лекарственным средствам и 500 иммунобиологическим препаратам, в том числе по 40 жизненно важным препаратам. С проведением преобразований в России централизованная система производства, закупок и распределения лекарственньк препаратов оказалась разрушенной. Сейчас доля государственных закупок медикаментов составляет лишь 30%, закупкой и распространением оставшихся 70% занимаются дистрибьюторы. В их число входят как крупные, работающие на федеральном уровне компании - "Фармимэкс", "Ферейн", "Протэк", "Росфармация", "Биотек", так и более мелкие частные фирмы (такие как МААТ, "Мединторг", "Эскулап" и другие).
Акционерное общество "Фармимэкс", бывшее Главное аптечное управление, существует уже более 50 лет. Оборот этого лидера фармацевтического рынка в 1994 г. составил 450 млн долларов. Компании принадлежит более 10% рынка лекарств. Из закупаемых "Фармимэкс" лекарственных препаратов доля отечественных составляет около 50%. На импортные препараты приходится столько же, однако ассортимент зарубежных лекарств значительно шире. В развитии аптечной сети отчетливо видна тенденция к изменению ее структуры. Сейчас уже около 14% аптек - это негосударственные предприятия с разного вида собственностью. В 1994 г. этот показатель не превышал 6%. У большинства аптек, ставших самостоятельными юридическими лицами, практически отсутствуют оборотные средства. Проценты, под которые банки дают кредит, съедают всю прибыль. Это не позволяет продавцам лекарств концентрировать средства для оптовых закупок, а также осуществлять финансовую поддержку российским производителям. Расходы на содержание аптек, включая оплату труда, покрываются в основном за счет торговых надбавок. Аптеки стремятся закупать и реализовывать в первую очередь лекарства, имеющие более высокие цены и обеспечивающие рост оборота. Закупка более дорогих импортных средств привела к "вымыванию" более дешевых отечественных медикаментов. В розничном лекарственном товарообороте Москвы, например, импортные товары составляют 70 - 80%. При освоении российского рынка иностранные компании придерживаются той же стратегии, что и в странах Восточной Европы. На начальном этапе ставка делается на агрессивную политику продаж фирменных медикаментов, что по зволяет хорошо изучить рынок и захватить соответствующие позиции на нем. Об этом ярко свидетельствует и товарная структура российского импорта медикаментов: более 94% лекарств поставляется в виде готовых форм.
Общий объем импорта лекарственных средств в Россию составил в 1994 г. 350 - 400 млн долларов. Другим направлением является открытие торговых представительств. Сейчас только в Москве имеются представительства более 100 западных фармацевтических фирм, как ведущих ТНК, так и небольших компаний. Активизируется деятельность по освоению региональных рынков. Важным средством проникновения на рынок России стали налаживание производства поддельных медикаментов по лицензиям, установка собственных технологических линий.
Общая емкость российского рынка лекарств оценивается западными фирмами в 1,6 млрд долларов в год. Одноко такую сумму, по оценке экспертов, россияне смогут тратить на лекарства лишь в долгосрочной перспективе. Пока что совокупные затраты на здоровье одного жителя России оцениваются лишь в 5-10 долларов в год, что значительно ниже уровня восточноевропейских стран (Венгрия - 59 долларов, Польша - 26 долларов, Чехия и Словакия - 25 долларов, Болгария - 18 долларов). По мере выхода российской экономики из кризиса и роста жизненного уровня населения российский рынок может стать одним из наиболее перспективных на пространстве бывшего СССР.
Обзор
подготовлен по материалам газет
"Финансовые известия",
"Коммерсант-Дейли",
"Фармацевтический вестник".