Фармакоэкономические аспекты выбора стратегии лечения первичной открытоугольной глаукомы

Читайте в новом номере

Импакт фактор - 0,584*

*пятилетний ИФ по данным РИНЦ

РМЖ «Клиническая Офтальмология» №4 от 04.11.2000 стр. 114
Рубрика: Офтальмология

Для цитирования: Егоров Е.А., Ставицкая Т.В., Куроедов А.В., Хлобыстов А.А. Фармакоэкономические аспекты выбора стратегии лечения первичной открытоугольной глаукомы // РМЖ «Клиническая Офтальмология». 2000. №4. С. 114

Экономическая оценка рентабельности лечения определяется соотношением его стоимости и эффективности. Стоимость лечения складывается из прямых затрат пациента и государственных учреждений здравоохранения на лечение данного заболевания и непрямых затрат, направленных на предупреждение неблагоприятных исходов, а следовательно, уменьшения процента инвалидности и смертности. Эффективность лечения оценивается по трем показателям: снижение заболеваемости и смертности, а также улучшение качества жизни пациентов.

Таким образом, при оценке прямых и непрямых затрат на лечение глаукомы необходимо учитывать предполагаемую стоимость лекарственных препаратов, осмотров офтальмолога, диагностических процедур, хирургического лечения и госпитализации. Кроме того, стоимость лечения зависит от частоты осмотров офтальмологом данного пациента и объема диагностических методик, необходимых для оценки эффективности и безопасности проводимой терапии.
В среднем в разных странах более половины общей стоимости лечения приходится на консультации и обследование у офтальмолога (рис. 1 и 2, данные 1995-1997 гг.).
Стоимость лекарственной терапии и хирургического лечения первичной открытоугольной глаукомы (ПОУГ) в процентном отношении от общей стоимости обследования и лечения пациентов в разных странах значительно варьирует (рис. 3 и 4).
Клиническая эффективность лечения глаукомы оценивается по степени снижения внутриглазного давления (ВГД), быстроте достижения давления цели, сохранению зрительных функций, снижению процента слепоты и инвалидизации больных при данном способе лечения.
Для оптимизации выбора терапии используется модель Маркова, в которой учитываются эпидемиологические, клинические и объективные данные каждого конкретного пациента, что позволяет адекватно и полноценно оценить возможность оптимизации предположительной стоимости лечения. При построении модели данные классифицируются по группам (в зависимости от тяжести предполагаемого течения). Развитие заболевания представлено, как переход от одной стадии к другой, обычно в сторону отягощения течения, в виде циклов, оформленных как интервал временной шкалы, по продолжительности которого судят о клиническом течении заболевания. Общая стоимость лечения зависит от стоимости каждого периода заболевания и количества циклов, необходимого для достижения цели лечения данного заболевания.
Примеры построения модели Маркова для оценки экономической эффективности терапии глаукомы представлены на рис. 5 и 6.
На рис. 5 представлена схема лечения пациента №1, общая стоимость лечения которого будет складываться из стоимости препарата первого выбора, препарата второго выбора, лазерного лечения и осмотров офтальмолога.
На рис. 6 представлена схема лечения пациента №2 с более высоким уровнем исходного ВГД, общая стоимость лечения которого будет складываться из стоимости препарата первого выбора, комбинированного, лазерного и хирургического лечения и осмотров офтальмолога.
Общая стоимость лечения пациента №2 выше, так как продолжительность компенсации ВГД на фоне медикаментозного лечения меньше (пациент №1 – циклы 1-4, пациент №2 – циклы 1-2), более часто проводилась смена видов лечения, что потребовало частых осмотров пациента с применением большого объема диагностических методик, а также использования более дорогостоящих видов лечения (лазерное и хирургическое).
Эти два примера показывают, что общая стоимость лечения положительно коррелирует с величиной исходного ВГД (чем выше уровень исходного ВГД, тем выше интенсивность и стоимость лечения) и отрицательно коррелирует с первоначальным эффектом лечения (быстрое достижение давления цели уменьшает последующую стоимость лечения). Таким образом, можно сделать предположение, что более эффективная ранняя тактика лечения позволяет снизить его общую стоимость.
В последние годы появились новые группы лекарственных препаратов для лечения глаукомы. Эти препараты не только обладают выраженным гипотензивным эффектом, но и улучшают качество жизни больных глаукомой.
Моделирование эффекта новых лекарственных средств показывает, что на фоне их применения снижение ВГД более выражено и компенсация офтальмотонуса сохраняется дольше. Новые препараты обладают более высокой эффективностью и потенциально уменьшают процент больных, которым требуется изменение терапии или применение дорогостоящего хирургического лечения, что частично компенсирует их дополнительную стоимость.
Проведенные в разных странах исследования стратегии и стоимости лечения показали, что у 20-60% больных сохранялась эффективность традиционной монотерапии b-адреноблокаторами, более чем у 20% больных терапия была изменена, по крайней мере, однократно, а у 10% больных лечение было изменено более 3 раз.
Сравнение стоимости традиционного лечения пациентов в разных странах и общей стоимости лечения больных, у которых применяли новые лекарственные средства, подтвердили вывод, сделанный на основании моделирования. На рис. 7 показано изменение общей стоимости лечения пациентов в зависимости от вида терапии (срок лечения 2 года, Испания).
Данные наблюдений за стратегией лечения глаукомы показывают, что более высокая частота изменений в лечении приводит к увеличению его стоимости. Новые виды лечения, которые более эффективно контролируют ВГД, с течением времени снижают стоимость лечения больных. Иными словами, рентабельность того или иного вида терапии зависит как от его цены, так и от эффективности.
Поскольку в нашей стране существует огромный разброс стоимости обследования и хирургического лечения пациентов, мы попытались оценить экономические характеристики медикаментозного лечения глаукомы.
Для расчета стоимости медикаментозного лечения в течение 1 года в зависимости от используемого препарата были учтены данные минимальной аптечной стоимости 1 упаковки, рекомендованное количество инстилляций в сутки, стоимость лечения в течение суток при стандартном режиме применения препарата и время, на которое рассчитано использование одной упаковки (табл. 1).
Для расчета экономической рентабельности применяемого препарата (то есть оценки соотношения стоимости лечения и клинического эффекта) были использованы два оригинальных параметра: комфортность и потребительская стоимость.
Расчет комфортности производили по 10-балльной шкале, учитывая следующие характеристики:
• выраженность гипотензивного действия
• возможность достаточного снижения ВГД в течение 24 часов
• эффективность монотерапии препаратом
• комбинированное применение (характер и степень усиления эффекта)
• длительность и стабильность гипотензивного эффекта (характеризуется необходимой частотой обследования пациента и возможным сроком изменения лечения)
• отсутствие эффекта привыкания при длительном применении
• количество инстилляций в сутки
• частота и уровень побочных эффектов (местных, системных)
• возможность отказа в пользу других глазных капель (быстрая замена)
• индивидуальная (ценовая, социальная) доступность
• рекламная поддержка производителя (дистрибьютора) – известность препарата (врач-пациент)
• дотации государства.
Пример расчета комфортности. Инстилляции глазных капель производятся 1, 2 или 3 раза, естественно, что более выгодно получать препарат только 1 раз, соответственно,
1 раз – 10 баллов, 2 раза – 5 баллов, 3 раза – 3,33 балла.
Потребительская стоимость определяется как отношение стоимости годового курса препарата и комфортности.
Комфортность и потребительская стоимость различных гипотензивных препаратов представлены в табл. 1.
Анализируя полученные данные комфортности и потребительской стоимости, можно отметить, что начальная разница в цене между отдельными препаратами компенсируется более высокой эффективностью новых препаратов, а также улучшением качества жизни пациентов, использующих современные медикаментозные средства.
В качестве примера можно использовать соотношение цены, комфортности и потребительской стоимости двух новых гипотензивных препаратов - ксалатана и трусопта.
Ксалатан обладает выраженным гипотензивным эффектом и значительно улучшает качество жизни пациентов, поэтому комфортность данного препарата самая высокая в данной группе лекарственных средств (102,8). Несмотря на высокую стоимость препарата, его потребительская стоимость отличается от потребительской стоимости большинства других препаратов только в 3 раза. Таким образом, использование ксалатана экономически рентабельно.
Потребительская стоимость трусопта более чем в 10 раз превышает среднюю потребительскую стоимость других препаратов, так как данное лекарственное средство при высокой цене имеет низкую комфортность. Следовательно, оно менее рентабельно.


Оцените статью


Поделитесь статьей в социальных сетях

Порекомендуйте статью вашим коллегам

Предыдущая статья
Следующая статья

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь на сайте для того чтобы оставить комментарий.

зарегистрироваться авторизоваться
Наши партнеры
Boehringer
Jonson&Jonson
Verteks
Valeant
Teva
Takeda
Soteks
Shtada
Servier
Sanofi
Sandoz
Pharmstandart
Pfizer
 OTC Pharm
Lilly
KRKA
Ipsen
Gerofarm
Gedeon Rihter
Farmak