28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Впервые описанный случай интраларингеальной инвазии Dirofilaria repens
string(5) "23729"
1
ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
2
ФГБУ «ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России, Москва
3
ГБОУ ВПО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова» Минздрава России
Для цитирования: Свистушкин В.М., Завойкин В.Д., Пряников П.Д., Федякина Л.В., Чучуева Н.Д., Будейкина Л.С., Ракунова Е.Б. Впервые описанный случай интраларингеальной инвазии Dirofilaria repens. РМЖ. 2014;26:1943.

По данным отечественной литературы, в последние десятилетия дирофиляриозы у людей встречаются намного чаще, захватывая постепенно и умеренные широты [1]. Существует мнение, что этот факт связан с изменением природных условий (потепление климата) и находится в тесном контакте с социально-экономическими факторами (трудности диагностики, отсутствие профилактики, активизация миграционных процессов и др.) [1, 3, 7]. По мнению ряда авторов, рост заболеваемости дирофиляриозом коррелирует с совершенствованием диагностики, а последняя зависит от степени информированности врачей и возможностей лабораторий [11].


Из резервов научных трудов известно об описании нескольких клинических наблюдений инвазии Dirofilaria repens у человека. Одним из них является случай подкожного паразитирования дирофилярии с феноменом larva migrans у молодой женщины, жительницы Ростова-на-Дону, никогда не покидавшей город [4]. Также описаны случаи миграции взрослых дирофилярий в жизненно важные органы человека: легкие, брюшную полость [7, 11, 12, 15]. В диагностической практике отмечены случаи миграции взрослых дирофилярий в плевру, брюшную полость (большой сальник), стенку толстой кишки, грудные железы, корень мошонки, копчик [11]. Описан случай нахождения гельминта Dirofilaria repens под конъюнктивой глаза [5], случай менингоэнцефалита, обусловленного микрофиляриями [14].

Что касается диагностики дирофиляриозов, то представляет интерес исследование, в котором были проанализированы 1554 самки комаров, принадлежащих к трем родам (Anopheles, Aedes, Culex). Из них представители рода Aedes составили 62%, затем Culex – 30,6% и Anopheles – 7,3%. Была исследована распространенность изучаемых паразитов в различных районах Московской и Нижегородской областей, для чего применялся ПЦР-анализ. Максимальная общая зараженность D. repens наблюдалась у самок всех трех родов комаров, собранных в конце августа в Шаховском и Волоколамском районах Московской области, а также в районе Выхино–Жулебино. Близкие к ним значения зараженности, но уже по D. immitis получились у самок Aedes, собранных в Воротынском районе Нижегородской области в середине июня 2010 г. У 134 самок, собранных в сентябре в Шаховском районе Московской области и городе Щербинка, MFIR по D. repens и D. immitis был несколько ниже, а самые низкие значения были у комаров, собранных в конце мая – начале июня и в двадцатых числах июля. Двойное инфицирование наблюдалось у самок рода Aedes и Culex [10].

При установлении диагноза дирофиляриоза или подозрении на него рекомендуется исследовать кровь, используя методы концентрации и ПЦР. Рутинные методы диагностики микрофилярий могут быть неэффективными из-за низкой паразитемии. В связи с этим авторы говорят о необходимости развивать и внедрять в практику КДЛ иммунологические тесты (РИФ, ИФА, квик-тесты) и технологии ДНК-диагностики [11].
После изучения данных литературы по этой тематике становится очевидной вся сложность и перспектива дальнейшего поиска методов профилактики инвазии Dirofilaria repens у человека.
В клинике болезней уха, горла и носа Первого МГМУ им. И.М. Сеченова наблюдался случай инвазии Dirofilaria repens в гортань человека.

Клинический случай
Пациент поступил в клинику с жалобами на сохраняющуюся в течение 6 мес. охриплость. В марте 2014 г. пациент начал самостоятельное лечение препаратом гомеовокс, однако улучшения не последовало, охриплость сохранялась. Пациент обратился за врачебной помощью к оториноларингологу, которым было диагностировано новообразование гортани. Для дальнейшего обследования пациент был направлен в МНИОИ им. П.А. Герцена. При эндоскопическом исследовании гортани были взяты отпечатки слизистой оболочки из области новообразования. По заключению цитологического исследования было выявлено скопление клеток цилиндрического эпителия, элементы воспаления, нити фибрина. Была проведена компьютерная томография лицевого отдела черепа с внутривенным контрастированием, по данным которой было выявлено объемное образование правой вестибулярной складки с большой вероятностью доброкачественного генеза. При проведении ультразвукового исследования мягких тканей шеи в жидкостной части новообразования был выявлен подвижный компонент с двойной гиперэхогенной стенкой. С подозрением на наличие паразита пациент был направлен для обследования в отделение медицинской паразитологии и тропической медицины Первого МГМУ имени И.М. Сеченова. По данным серологического исследования, Ig к антигенам различных паразитов обнаружены не были. В связи с отсутствием данных, говорящих о паразитарной природе новообразования, пациент был направлен для хирургического лечения в отделение болезней уха, горла и носа Первого МГМУ имени И.М. Сеченова.

Хирургическое лечение проводилось в условиях эндотрахеального наркоза с использованием холодноплазменного инструмента. Интраоперационно визуализировалось новообразование, исходящее из правой вестибулярной складки, розового цвета, с гладкой поверхностью, около 5 мм в диаметре, препятствующее полному смыканию голосовых складок. При удалении в полости новообразования была обнаружена живая подвижная нематода длиной около 20 мм (рис. 1, 2). Полученный материал был направлен на исследование в Институт паразитологии Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, где было установлено, что из полости гортани была удалена нематода Dirofilaria. Также был проведен ПЦР-анализ крови, по данным которого были обнаружены возбудители D. Repens.
После проведенного лечения у пациента отмечена положительная динамика. В течение полутора месяцев громкость и звучность голоса восстановились полностью.

На примере данного клинического случая отчетливо видна сложность и важность правильной и своевременной диагностики данного заболевания.



Литература
1. Авдюхина Т.И., Супряга В.Г., Постнова В.Ф. и др. Дирофиляриоз в странах СНГ: анализ случаев за 1915–1996 годы // Мед. паразитология. 1997. № 4. С. 3–6.
2. Авдюхина Т.И., Постнова В.Ф., Абросимова Л.И. и др. Дирофиляриоз (D. repens) в Российской Федерации и некоторых странах СНГ: ситуация и тенденции ее изменения // Мед. паразитология. 2003. № 4. С. 44–49.
3. Аракельян Р.С. Эпидемиолого-эпизоотологические особенности дирофиляриозов на территории Астраханской области: Дис. ... канд. мед. наук. М., 2007.
4. Артамонова А.А. Случай миграции Dirofilaria repens у человека – 1996 // Мед. паразитология и паразитар. болезни. 1996 №1. C. 44.
5. Бабушкин А.Э. Случай нахождения гельминта Dirofilaria repens под конъюнктивой глаза. – 2002 // Вестник офтальмологии. 2002. Т.118. №1. C. 50.
6. Бронштейн А.М., Супряга В.Г., Лучшев В.И. и др. Новая «возникающая» инфекция в России – Dirofxlaria (Nochtiella) repens и эффект El Nico // Материалы 6 съезда инфекционистов России. СПб, 2003. С. 53.
7. Бронштейн А.М., Малышев Н.А., Лучшев В.И. и др. Первый аутохтонный случай дирофиляриоза легких в России // Эпид. инфек. бол. 2011. № 3. С. 50–53.
8. Дарченкова Н.Н., Супряга В.Г., Гузеева М.В. и др. Распространение дирофиляриоза человека в России // Мед. паразитол. 2009. № 2. С. 3–7.
9. Онищенко Г.Г. Анализ современной эпидемиологической обстановки // Мед. паразитол. 2002. № 1. С. 1–15.
10. Ракова В.М. Молекулярное исследование dirofilaria immitis и dirofilaria repens прямым методом ПЦР в комарах Московской и Нижегородской областей // Сеченовский вестник. 2012. № 4 (10). С. 52–55.
11. Федянина Л.В., Фролова А.А., Плющева Г.Л. и др. Случаи, подтверждающие концепцию, что человек – факультативный хозяин Dirofllaria repens // Мед. паразитол. 2011. № 4. С. 37–38.
12. Pampiglione S., Del Maschio O., Pagan V., Rivasi F. // Parasite. 1994. Vol. 1, № 4. P. 379–385.
13. Pampiglione S., Rivasi F., Angeli G. et al. // Histopathol. 2001. Vol. 38. P. 344–354.
14. Popperi S., Hoddap M., Krueger A. et al. // Emerg. Infect. Dis. [serial on the Internet]. 2009. Nov. [date cited].
15. Revezs E., Marcovics G., Darabos Z. et al. // Magy Seb. 2008. Vol. 61. № 5. P.281– 284.
Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше