Наиболее частым возбудителем ОРИ являются вирусы. Нередко вирусная инфекция осложняется бактериальной, что приводит к нарастанию тяжести заболевания и повышению риска развития осложнений. В результате формируется инфекция смешанного генеза. Этиологию ОРИ, кроме респираторных вирусов, связывают с грамположительными (Streptococcus pneumoniae, Streptococcus pyogenes, Staphylococcus aureus) и грамотрицательными (Haemophilus influenzae, Klebsiella pneumoniae) бактериями (табл. 1) [2].

Сложность профилактики и лечения ОРИ связана с многочисленностью инфекционных агентов (более 200), вызывающих эти заболевания. Перспективным признано использование препаратов, воздействующих на естественные иммунные механизмы, – это индукторы интерферонов (ИФН) и иммуномодуляторы. Последние приобретают особую значимость в защите от развивающихся и длительно протекающих заболеваний с резким снижением антибактериальной резистентности организма. В ходе развития адекватного клеточного иммунного ответа необходима стимуляция синтеза его главных медиаторов: ИФН-γ и провоспалительных цитокинов (фактора некроза опухоли α (ФНО-α) и ИЛ-1), а гуморальная форма иммунного ответа состоит в пополнении пула иммуноглобулинов (Ig) и образовании антител, специфичных к антигенам возбудителей. Дефицит этих факторов защиты становится причиной развития осложнений при респираторных заболеваниях [3].
В настоящее время спектр иммунокорригирующих препаратов довольно широк, и следует отметить, что большинство этих препаратов (стимуляторы, модуляторы) не имеют четкой селективности воздействия на различные звенья иммунной системы. Их использование требует строгого учета показаний и противопоказаний, динамического клинического и иммунологического контроля, а повторные курсы иммунокорректоров обычно проводят не чаще чем 1–2 раза в год [2, 3].
Большую популярность в профилактике повторных заболеваний приобретают различные бактериальные иммуномодуляторы вакцинного типа. Они могут быть системного или преимущественно топического действия. Системные бактериальные лизаты хорошо изучены в клинической практике, обладают эффективностью и безопасностью, доказанными в рандомизированных двойных слепых плацебо-контролируемых исследованиях. Эти препараты содержат лиофилизированный лизат наиболее частых возбудителей ОРИ: Streptococcus pneumoniae, Klebsiella pneumoniae, Staphylococcus aureus, Streptococcus pyogenes, Branchamella catarralis, Haemophilus influenzae, Klebsiella ozaenae, Streptococcus viridans. Вследствие активирующего воздействия на иммунокомпетентные клетки, расположенные в лимфоидной ткани кишечника (пейеровы бляшки), В-лимфоциты, стимулированные антигенами лизата, мигрируют в респираторный тракт, где созревают в плазматические клетки, продуцирующие антитела соответствующей антигенной специфичности. В результате возникает каскад иммунных реакций, приводящих к стимуляции процессов фагоцитоза и презентации антигена, усилению продукции противовоспалительных цитокинов (ИЛ-4, ИЛ-10, ТРФ (трансформирующий ростовой фактор)). Препараты эффективно используются у пациентов с различными заболеваниями органов дыхания, в т. ч. при повторных ОРИ, хронической бронхолегочной патологии, заболеваниях ЛОР-органов [4].
Большинство исследователей признают в целом положительный эффект иммунокорригирующей терапии. Одновременно многие отмечают кратковременность и нестабильность полученных результатов – вероятно, одной из причин подобных эффектов является неподготовленность пациентов к данному виду терапии. Невыполнение санации местных очагов хронического воспалительного процесса в носоглотке, имеющиеся дефекты целостности слизистой оболочки и нарушение лимфоэпителиального симбиоза, а также высокая антигенная нагрузка на лимфоглоточное кольцо не позволяют в полной мере использовать защитный потенциал проводимой терапии. К тому же в основе снижения противоинфекционной устойчивости организма также лежат транзиторные, функциональные изменения не только иммунной системы, но и всего гомеостаза, что необходимо учитывать при составлении реабилитационных программ.
В целях оптимизации терапии актуален патогенетический подход с применением комплексных гомеопатических препаратов, которые обладают иным принципом действия, нежели традиционные антибиотики. Такой подход позволяет повысить эффективность и безопасность терапии, тем самым сократить дозы и длительность приема тех препаратов, которые вызывают нежелательные побочные эффекты и плохо переносятся при длительном приеме, или даже совсем от них отказаться.
Одним из вариантов такого подхода является биорегуляционный, когда используются комплексные биорегуляционные препараты, которые производятся по гомеопатической технологии (ранее в литературе использовался термин «антигомотоксические препараты»). Комплексные биорегуляционные препараты содержат сверхмалые дозы действующих веществ, которые способствуют активации процессов дренажа и детоксикации, восстановлению процессов саморегуляции в организме и базируются, прежде всего, на принципе адекватного регулирования воспалительной реакции [5]. Этот принцип регуляции определяется оригинальным составом и потенцией активных компонентов, входящих в препарат. Препараты рассматриваются как многокомпонентные и многоцелевые комплексы, способные оказывать регулирующее влияние на состав цитокинов и достижение баланса между противовоспалительными и провоспалительными цитокинами. Это, в свою очередь, ведет к активизации процессов самовосстановления/саногенеза. По сути, это принципиально другая фармакология – «фармакология малых и сверхмалых доз», в отличие от традиционных лекарственных средств (ЛС) – «фармакологии больших доз». Следует отметить, что эти два вида фармакологии прекрасно сочетаются и дополняют друг друга при условии своевременного и правильного их применения [6, 7].
Среди комплексных препаратов хорошо зарекомендовал себя Лимфомиозот, обладающий дренажным, дезинтоксикационным, иммунокорригирующим, противовоспалительным и противоэкссудативным действием. Препарат усиливает барьерные функции лимфоузлов, активирует лимфоотток, выведение токсинов и избытка жидкости из тканей. Эффект дренирования также способствует повышению биодоступности применяемых совместно с Лимфомиозотом традиционных ЛС (например, антибактериальных средств при гнойно-воспалительных процессах): быстрее достигается их необходимая терапевтическая концентрация, сокращаются сроки применения, минимизируются побочные эффекты и повышается эффективность лечения. Активируя лимфатическую систему кишечника (пейеровы бляшки), Лимфомиозот усиливает местный иммунитет слизистой кишечника, что весьма важно при длительном применении антибактериальных препаратов. Следует отметить, что Лимфомиозот имеет широкий спектр показаний, обусловленный его действием, его эффективность подтверждена многочисленными клиническими исследованиями и научными экспериментами как за рубежом, так и в нашей стране [8, 9].
Препарат Лимфомиозот выпускается в виде капель для приема внутрь или под язык. Для взрослых используют дозу по 15–20 капель, растворив в 100 мл воды, 1–3 р/день. Курс терапии 8–12 дней. Допускается растворение препарата в воде: 1 чайная ложка на 5–10 мл воды. Принимать за полчаса до еды или через 50–60 мин после еды. Можно назначенную врачом суточную дозу препарата развести в 250 мл воды и выпить за день небольшими глотками (жидкость нужно обязательно задерживать во рту).
Накопленный за многие десятилетия опыт успешного применения гомеопатических препаратов позволяет в настоящее время успешно внедрять его в фундаментальную медицину. В своей практике гомеопатические ЛС используют 50% врачей Индии, 40% – Великобритании, 32% – Франции, 30% ‒ Германии и Австрии. В настоящее время врачи любых специальностей, не владеющие классическими приемами гомеопатии, имеют возможность применять готовые комплексные гомеопатические препараты как эффективное дополнительное лечение.