Лечение детей и подростков с различными нарушениями школьной адаптации является одной из наиболее актуальных проблем современной неврологии, что связано с их широкой распространенностью, возникновением конфликтных ситуаций между школьниками, учителями и родителями. Это приводит в дальнейшем к ограничениям общей образованности взрослого населения.
Материалы и методы исследования
Проанализированы результаты лечения группы амбулаторных пациентов с жалобами на нарушение поведения, адаптации и успеваемости.
Всего обследовано 46 подростков 16–17 лет,
Исследование возможностей препарата Церетон® было связано с особенностями его фармакологического действия и фармакокинетики, которые отвечали требованиям, предъявляемым к лечению обследованного контингента.
Церетон® обладает:
- выраженным нейропротекторным действием, улучшает проведение нервных импульсов, стабилизирует мембраны клеток мозга;
- хорошей переносимостью пациентами, без выраженных побочных эффектов.
Отсутствует привыкание к препарату при курсовом применении.
Церетон® (холина альфосцерат) является центральным холиностимулятором. Содержит 40,5% метаболически защищенного холина. Легко проникает через гематоэнцефалический барьер, накапливается преимущественно в мозге (концентрация в мозге — до 45% от уровня в крови), расщепляясь на холин и глицерофосфат. Обеспечивает синтез ацетилхолина и фосфатидилхолина нейрональных мембран. Стимулирует холинергическую нейротрансмиссию, метаболизм ЦНС, улучшает пластичность нейрональных мембран и функцию рецепторов, активирует церебральный кровоток, ретикулярную формацию.
В литературе имеется описание опыта применения препарата у подростков, при проведении нашего лечения мы основывались на этом опыте.
Все пациенты получали препарат Церетон® в
Методы исследования
1.
2. Электроэнцефалография (ЭЭГ).
3.
4. Консультация окулиста, осмотр глазного дна.
5. Метод балльной оценки.
Был выделен ряд доминирующих
Обсуждение результатов
В структуре неврологической патологии помимо нарушений школьной адаптации, которые проявлялись нежеланием учиться, затруднениями при запоминании и логическом осмыслении материала, неровностью в учебе, конфликтностью, у большинства обследованных подростков отмечались следующие симптомы: утомляемость, эмоциональная лабильность, трудности концентрации внимания и снижение памяти, тревожность, нарушения сна, поведения, метеозависимость и другие
Отмечались головные боли различного характера — напряжения, мигрень, астенопические и риносинусогенные, психогенные. Головные боли нередко сопровождались головокружением, носовыми кровотечениями, шумом в ушах, чаще после нагрузки (физической или психоэмоциональной) и на фоне дополнительных занятий.
Кроме того, отмечались боли в шейном отделе позвоночника, сердце, животе, ногах и др. Боли носили функциональный характер или сопровождали негрубые
При объективном исследовании чаще выявлялась незначительная неврологическая симптоматика: установочный нистагм, легкий страбизм, асимметрия носогубных складок, негрубая девиация языка, неравномерное оживление рефлексов, нестойкие патологические стопные и кистевые рефлексы, изменения мышечного тонуса, неуверенность и интенция при выполнении координаторных проб, шаткость при пробе Ромберга, асимметрия надплечий, болезненность в шейном отделе позвоночника. Особенно часто встречались вегетативные нарушения: снижение или колебания артериального давления, локальный и диффузный гипергидроз, нарушения терморегуляции, метеочувствительность, склонность к обморокам, паническим пароксизмам.
Всем больным была проведена ЭЭГ для изучения функционального состояния структур головного мозга. В целом изменения ЭЭГ характеризовались умеренными нарушениями в виде дезорганизации корковой активности и уплощения и снижения индекса α-ритма, на этом фоне отмечалось наличие медленноволновой активности (4–7 Гц), заостренных и острых волн преимущественно в

Данные МРТ свидетельствовали о наличии хронической
После курса лечения препаратом Церетон® родители отмечали у детей явные положительные изменения, которые заключались в улучшении качества учебы и школьной адаптации в результате повышения концентрации внимания, усидчивости, улучшения усвоения материала, запоминания и осмысления заданий. Все это приводило к повышению самооценки подростков, уверенности в себе и, как следствие, к уменьшению симптомов школьного стресса и невротических реакций. Данные представлены в таблице 1.
Балльная оценка родителями

На основании анализа эффективности комплексного лечения с применением препарата Церетон® обследованной группы подростков можно сделать следующие выводы:
1. Улучшение (от небольшого до значительного) достигнуто у всех обследованных.
2. Препарат влияет на регресс субъективной и объективной
3. При нейропсихологическом исследовании отмечались улучшение когнитивных функций (улучшение памяти, концентрации внимания, продуктивности запоминания, отношения к учебе, поведения в школе) и, как следствие, уменьшение симптомов школьного невроза, повышение интереса к жизни, улучшение настроения.
4. Отмечалась положительная динамика биоэлектрической активности мозга по данным ЭЭГ.
Таким образом, Церетон® показал высокую эффективность и безопасность при лечении подростков с нарушениями школьной адаптации и ухудшением качества учебы на фоне минимальной мозговой дисфункции и нарушений поведения и может быть рекомендован для коррекции субъективных и объективных неврологических и когнитивных нарушений в комплексной терапии в амбулаторных условиях.